Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 18:20

Вопросы

  • Марина, Челябинская область, Магнитогорск
    Добрый день, вопрос оформления искового заявления в мировой суд на просроченные долги по МФО . При оформлении данного документа обязательна ли копия свидетельства о постановки в реестр МФО. Или нужен только устав, решение, договор о займе и паспортные данные заемщика? Т.е. НУЖЕН ли РЕЕСТ?
    Ответ: Стратьева Елена от 17.09.2014. Показать ответ
    Стратьева Елена
    Уважаемая Марина, вопросы оформления искового заявления, подаваемого мировому судье, регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ (№ 138-ФЗ от 14.11.2002 г.). Статья 132 ГПК РФ содержит следующий перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению:

    К исковому заявлению прилагаются:
    его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
    документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
    доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя истца;
    документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют;
    текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;
    доказательство, подтверждающее выполнение обязательного досудебного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен федеральным законом или договором;
    расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подписанный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц.

    Свидетельства о внесении МФО в реестр для обращения с иском в суд не требуется.

    Успехов!
  • Валерия, Республика Бурятия, Улан-Удэ
    Добрый день!

    Мы являемся юр. лицом, МФО, и планируем открыть ломбард, можно ли нам открыть ломбард не открывая отдельного юр. лица, просто путем добавления соответствующего ОКВЭД в существующее юр. лицо-МФО, или нужно открывать отдельное юр. лицо?

    Заранее благодарю за ответ!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 19.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Валерия, добрый день!

    Системное толкование законодательства позволяет сделать вывод о невозможности совмещения деятельности микрофинансовой организации и ломбарда. Организация, имеющая два этих статуса (и соответственно включенная в два разных реестра ЦБ) фактически сможет осуществлять лишь один вид деятельности – ломбардную деятельность (поскольку закон «О ломбардах» содержит запрет осуществления иных видов деятельности).

    Таким образом, для занятия ломбардной деятельностью вам целесообразно создать новое юридическое лицо.

    Успехов Вам!
  • Наталья, Приморский край, Уссурийск
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, сообщилось о том, что выявляются значительные нарушения МФО норм закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в части требований, предъявляемых к правилам предоставления микрозаймов МФО. Как этого избежать? На что сделать упор, чтобы не допустить подобных ошибок?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 17.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Наталья, добрый день!

    Основные нарушения в этой сфере - включение в Правила предоставления микрозаймов договорных условий, указание возможности немотивированного отказа и некорректное описание процедуры заключения договора потребительского займа с учетом новых требований закона "О потребительского займа" (некорретный срок заключения договора, нарушение этапов и проч.). На эти моменты стоит обратить особое внимание.

    Для упрощения работы можно написать Елене Закаржевской на ezakarzhevskaya@rmcenter.ru и получить соответствующие разъяснениям ЦБ детально проработанные на 8 страницах Правила предоставления микрозаймов в МФО (для займов физ.лицам).

    Успехов Вам!
  • Юрий, Свердловская область, Нижний Тагил
    Добрый день, Гузаль! Будет ли считаться нарушением, если мы будем использовать переменную % ставку, а пени уберём совсем, т.е. до окончания договора ставка будет к примеру 2%, а с 1-го дня просрочки 3%. Заранее благодарю за ответ.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Юрий, добрый день!

    В таком случае повышенный процент будет признаваться неустойкой, что автоматически повлечет нарушение норм 353-ФЗ от 21.12.2013. Судебная практика по вопросу таких повышенных процентов неустойкой практически единообразна. К тому же возможность повышения процентной ставки за пользование займом в договоре потребительского займа без заключения дополнительного соглашения весьма неоднозначна.
  • Артем, Амурская область, <kfujdtotycr
    Здравствуйте Гузаль, Уточните пожалуйста, 14 июля 2014 года ЦБ РФ было выпущено Указание о формировании микрофинансовыми организациями резервов на возможные потери. Если уже какие либо образцы документов по формированию данных резервов, требования к программному обеспечению.

    Имеются ли более подробные комментарии к данному Указанию!

    Заранее спасибо!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Артем, добрый день!

    В настоящее время Российским микрофинансовым центром после обобщения вопросов кредитных кооперативов и микрофинансовых организаций направлен запрос в Центральный банк с просьбой разъяснить отдельные нормы Указания по резервам. После получения ответов возможно некое обобщение практики. В настоящее время текущие вопросы Вы можете задать специалисту РМЦ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета Леониду Шевченко, написав на lshevchenko@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Вера, ЮФО, Волгоград
    Действительно ли с 1 сентября полную стоимость кредита (займа) МФО будет считать по новой формуле? то есть теперь о тех астрономических цифрах ПСК, которыми нам приходилось пугать заемщиков, можно забыть?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 02.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Вера, добрый день!

    Да, действительно с 01.09.2014 вступает в силу новая редакция ч.2 ст.6 353-ФЗ, в соответствии с которой полная стоимость займа будет рассчитываться по новой формуле (без учета эффекта дисконтирования).
  • Юрий, сердловская, нижний тагил
    Здравствуйте Елена! Работодатель без объяснения причины отказывается удерживать на основании судебного приказа и сопутствующих документов к нему из з/п должника деньги и переводить к нам на р/с либо отдавать любым другим законным способом. Сумма не превышает 25000 руб., поэтому документы были поданы напрямую. В какой орган писать жалобу на работодателя и какой это будет вид документа: жалоба, заявление и т.д.
    Ответ: Елена Зурбаганская от 25.08.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Здравствуйте, Юрий.
    Общий надзор осуществляет прокуратура, поэтому Вам необходимо написать заявление для защиты Ваших нарушенных прав.

    Успехов!
  • Денис, Челябинская область, Челябинск
    Добрый день! Сейчас довольно много МФО предлагают займы на примерно схожих условиях 1-2% в день, до 15 дней, до 15 000 руб. Если ЦБ примет решение об ограничении предельного размера ПСК, то МФО, не выдержав конкуренции с банками попросту уйдут с рынка?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 19.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Денис, добрый день!

    Банк России не позднее 14.11.2014 определит среднерыночные значения полной стоимости займа, учтя разные виды займов и разные виды кредиторов. Данные значения не смогут превышать в конкретном договоре более, чем на 1/3 среднерыночное значение. По предварительным данным специфика займов до зарплаты, равно как и специфика деятельности МФО при определи среднерыночных значений будет учтена, эта еще одна причина, по которой говорить о конкуренции банков и МФО не совсем некорректно.
  • Олеся, Красноярский край, Ачинск
    Добрый день! Интересует следующие:
    1. После перехода МФО с УСН на исчисление налога на прибыль с использованием метода начисления следует ли признать в составе доходов задолженность по процентам и пени, которая так и не была произведена и по состоянию на 01.01.2014 начисление процентов остановлены и преданы в суд и службы по взысканию долгов?
    2. Имеет ли право МФО после оплаты просроченной задолженности распределить в следующей очередности: 1. на погашение задолженности по основному долгу.
    2. на возмещение судебных и иных расходов по взысканию задолженности;
    3.?на уплату неустойки (пени) согласно п. 5.1 настоящих Правил;
    4.?на уплату просроченных процентов за пользование Займом;
    5.?на уплату срочных процентов за пользование Займом;
    Спасибо!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 19.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Олеся, добрый день!

    Для консультации по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета в МФО рекомендую Вам обратиться к специалисту VHW в этой сфере Леониду Шевченко, написав на lshevchenko@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Александр, Приморский край, Владивосток
    Если в правилах МФО максимальная сумма установлена до 30 000 руб., но иногда не часто МФО выдает займы более 30 000 руб. (например, 100 000 р), чем это грозит? нужно ли в правилах увеличить максимальную сумму к выдачи? что делать по уже заключенным договорам свыше 30 тр?
    Ответ: Елена Зурбаганская от 25.08.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Здравствуйте, Александр.
    Вам необходимо внести изменения в Правила предоставления микрозаймов и предусмотреть либо иной продукт 100 000 рублей с условиями требований к заемщикам и выдачи, либо как вы пишите увеличить максимальную сумму выдачи.
    По ранее выданным необходимо привести все документы в соответствие.
    Чаще всего это может являться предписанием со стороны Центрального Банка.

    Удачи!
  • Сергей, Волгоград, Волгоград
    Здравствуйте, с 01.09.2014 МФО должны применять новую формулу для расчёта ПСК. Где взять эту формулу? каким документом регламентируется?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 19.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Сергей, добрый день!

    Данная формула приведена в ч. 2 ст.6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 229-ФЗ.

    Успехов Вам!
  • Юрий, Свердловская, Нижний Тагил
    Гузаль, вы как то отвечая на один из вопросов написали, что "Для получения информации об услуге по сопровождения «продажи» микрофинансовой организации Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru.". Я написал на эту почту - но мне ответил,что такой услуге нет и никогда не было. Так вы оказываете данную услугу или нет?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Юрий, добрый день!

    Уточнил информацию по Вашему вопросу. Такая услуга оказывается в момент наличия запросов на покупку МФО, которые приходят нашу организацию. В настоящее время таких запросов нет, в связи с чем был дан такой ответ. В случае заинтересованности наших партнеров в приобретении микрофинансовой организации РМЦ сможет связаться с Вами.

    Успехов Вам!
  • Елена, Красноярский край, Красноярск
    Добрый день! Мы ООО, у нас сменился один их участников общества. Налоговые органы мы известили. Обязаны ли мы информировать Банк России в течение 30 дн. после регистрации изменений или эти изменения не касаются изменений в учредительных документах общества? Спасибо.
    Ответ: Елена Зурбаганская от 25.08.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Здравствуйте, Елена.
    Требования п.10 ст.5 Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" распространяются только на изменения в учредительные документы Общества. Поэтому, сведения об участниках, если они не были обозначены в учредительных документах, то обязанности такой у Общества нет.

    Удачи!
  • Давид, Москва, Москва
    Гузаль, добрый день!
    Буду благодарен за Ваши ответы, так как вопросы для нас достаточно важные.
    1) Нужно ли нам отчитываться перед Росфинмониторинг о персональных данных? Каждый наш клиент ставит подпись в заявке, что разрешает нам использовать его персональные данные. Что дальше делать с этими данными?
    2) Что значит достаточность собственных средств и ликвидность? У нас уставной капитал всего 10000 рублей, но по договору займа мы положили на счет немалые деньги. Что может привести к недостаточности собственных средств и неликвидности?
    3) Так как у нас небольшой уставной капитал, нам каждый займ, превышающий сумму 1000 рублей, нужно заверять участникам общества. Есть образец этого заверения? Можете выслать?
    d.peleg47@gmail.com

    4) "...организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности...."

    Как я понял, мы можем выдавать деньги наличными без кассы. Что такое бланки строгой отчетности? Это РКО и ПКО? Нужно ли нам кроме них использовать еще какие-то дополнительные платежные карты?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Давид, добрый день!

    Формат консультаций на портале не позволяет детально ответить на все заданные вопросы.

    Передать персональные данные всех клиентов в Росфинмониторинг не требуется, Вы можете обрабатывать их в целях исполнения заключенного договора (выдачи и возврата займа), а также для исполнения норм законодательства РФ. Решение об одобрении крупной сделки может оформляться в соответствии с Вашими корпоративными правилами, закон не предусматривает стандартной формы.

    По вопросам соблюдения экономических нормативов МФО и вопросам, связанными с ликвидностью, Вы можете обратиться к эксперту РМЦ Ольге Сорокиной, написав на osorokina@rmcenter.ru.
    По вопросам расчетов, налогообложения и бух.учета МФО Вы можете обратиться к эксперту РМЦ Леониду Шевченко, написав на lshevchenko@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Марат, Татартсан, Нижнекамск
    С 01.07.2014 вступил в законную силу закон 353-ФЗ , согласно которому пени начисляются из расчета не более 20% годовых от суммы микрозайма. Согласно нашей методике по программе краткосрочных микрозаймов штраф за просрочку начисляется 10% от суммы микрозайма единоразово. По программе среднесрочных займов пени начисляются из расчета 1% от платежа по графику возвратов за 30 дней. Если рассмотреть на примере клиент взял 3000р. по программе краткосрочных займов, то штраф составит 300 р., согласно закону не может превышать 20% от суммы микрозайма 600 р. По программе среднесрочных микрозаймов платеж с 30000 р. составляет 6888р. на 6 месяцев. Пени за 30д. составят 2066,40 р. согласно закону не должно превышать 6000 р. Является ли нарушением закона наша методика расчета пеней?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 19.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Марат, добрый день!

    Исходя из приведенных данных, Ваша методика может не соответствовать требованиям 353-ФЗ от 21.12.2013, поскольку в единицу времени возможна ситуация, когда штрафные санкции, примененные к заемщику за ненадлежащее исполнение договора займа, превысят максимально допустимые значения (20% годовых при условии взимания процентов за пользование займом во время просрочки), определенные в ч.20 ст.5 353-ФЗ. Для более подробной консультации Вы можете обратиться к специалистам РМЦ, написав на order@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Андрей, Иркутская область, Усолье-Сибирское
    Здравствуйте, Гузаль. Наша компания занимается выдачей займов под залог, на данный момент мы планируем также осуществлять деятельность по выдаче микрозаймов всвязи с этим возникли следующие вопросы:
    1- На чем основываться при принятии решения о выдаче либо отказе займа, возможно есть какие либо методики принятия таких решений?
    2- Насколько эффективны данные скоринговых программ и бки для принятия таких решений?
    3- Какие бы вы посоветовали бки и скоринговые программы именно для мфо.
    С уважением Андрей.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Андрей, добрый день!

    Да, существует значительное количество таких методик (скорринговых процедур). При принятии решения о выдаче займа могут использоваться данные Бюро кредитных историй, визуального скорринга и иные методы. Подробнее узнать о них можно на специальных курсах РМЦ (подробнее сможет проконсультировать по курсам сможет Халида Хусаинова, почта: kkhusainova@rmcenter.ru ). Формат портала не позволяет детально ответить на Ваши вопросы.

    Успехов Вам!
  • Наталья, Приморский край, владивосток
    Имеет ли право ИП выдавать займы на постоянной основе? Если не имеет право, то на какую норму закона можно сослаться?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 08.08.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Наталья, добрый день!

    Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите (займе) установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - это деятельность юридического лица илииндивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом). При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

    Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами "О ломбардах", "О кредитной кооперации", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", "О сельскохозяйственной кооперации". Данными законами не предусматривается деятельность индивидуальных предпринимателей.

    Таким образом, с учетом п.3 ст.807 ГК РФ и ФЗ «О потребительском кредите (займе)» индивидуальные предприниматели не вправе выдавать займы на потребительские цели на регулярной основе (свыше 4 раз в год), т.е. осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов.

    Успехов Вам!
  • Александр, Чувашия, Чебоксары
    Беспокоит Вас государственное МФО
    С 01.07 т.г. столкнулись с такой проблемой, как увеличение госпошлины за регистрацию объектов недвижимости в Регистрационной палате. Потенциальные расходы связанные с уплатой таких пошлин для бюджета организации непосильны.
    В связи с этим разработана схема возмещения расходов по уплате госпошлины заемщиками организации. Скажите пожалуйста с какими правовыми рисками мы можем столкнуться? И как максимально обезопасить себя от подобного рода рисков?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 01.09.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Александр, добрый день!

    Для ответа на вопрос необходимо описание схемы, которая не ясна из вопроса. Пожалуйста, уточните, каким образом планируется возмещать данные расходы (удерживать из суммы займа, устанавливать обязанность заемщика в договоре или иным способом).
  • Екатерина, Башкирия, с. Аскарово
    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, куда направлять документы для внесения ООО в реестр микрофинансовых организаций?? на какой адрес? и на чье имя писать заявление?? Находимся в башкирии
    Ответ: Стратьева Елена от 01.08.2014. Показать ответ
    Стратьева Елена
    Уважаемая Екатерина, документы для включения организации в реестр МФО необходимо направлять в Департамент допуска на финансовый рынок Банка России по адресу: 19991, ГСП-1, г. Москва, Ленинский проспект, д. 9.

    Успехов!
  • Сергей, Пермский край, Пермь
    Здравствуйте, Гузаль!
    Наша МФО поменяла расчетный счет. Нужно ли в таком случае уведомлять надзорные органы? Если нужно, то какие и в какой форме?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Сергей, добрый день!

    На основании Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ и Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ с 02.05.2014 уведомлять ФНС и иные контролирующие органы об открытии счета не нужно.

    Успехов Вам!
  • Анастасия, Ростовская область, Ростов-на-Дону
    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, куда теперь надо подавать документы на внесение сведений о юр лице в качестве микрофинансовой организации??? В Москву в ЦБ РФ? или в региональные отделения ЦБ РФ???
    И каков полный список документов?
    Спасибо.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 08.08.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Анастасия, добрый день!

    Документы необходимо подавать в Департамент допуска на финансовые рынки Банка России (г.Москва), исчерпывающий перечень документов, необходимых для включения в государственный реестр микрофинансовых организаций, содержится в ч.4 ст.5 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ(ред. от 21.12.2013, с изм. от 28.06.2014)"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

    Успехов Вам!
  • Сергей, Уральский, Екатеринбург
    Здавствуйте , Гузаль!
    1.Подскажите в каком виде сдавать отчетность МФО за 2 квартал 2014 года ? В электронном с ЭЦП или как раньше ?

    Заранее ,спасибо.
    Сергей
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Сергей, добрый день!

    По нашим данным в настоящее время отчетность сдается, как и ранее, на бумажных носителях с дублированием в электронном виде. Норма о сдаче отчетности в электронном виде еще не вступила в силу.

    Успехов Вам!
  • Лариса, Челябинская, Челябинск
    Добрый день! У меня вопрос по взаимодействию с МФО. Обязана ли МФО по запросу заемщика предоставить расшифровку задолженности на конкретную дату, т.е. указать сумму основного долга, сумму начисленных процентов, сумму начисленных штрафов? По телефону ничего не возможно выяснить? И возможно ли от них получить справку-расчет о начислении процентов и штрафов?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 31.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Лариса, добрый день!

    В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ"О потребительском кредите (займе)" (далее - З53-ФЗ) после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним:
    1) размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);
    2) даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (размеры предстоящих платежей заемщика по потребительскому кредиту (займу) с переменной процентной ставкой определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом);
    3) иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

    Данные сведения предоставляются в порядке, установленном в договорен между заемщиком и МФО.

    Детально информация о взаимоотношениях заемщика и МФО/КПК с учетом июльской практики применения 353-ФЗ будет рассматриваться на вебинаре 01.08.2014 с 10 до 13 «Потребительские займы: первые итоги. Жалобы заемщиков и позиция Банка России», для регистрации необходимо написать на omolchanova@rmcenter.ru.Лариса, добрый день!

    В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ"О потребительском кредите (займе)" (далее - З53-ФЗ) после заключения договора потребительского кредита (займа) кредитор обязан направлять заемщику следующие сведения или обеспечить доступ к ним:
    1) размер текущей задолженности заемщика перед кредитором по договору потребительского кредита (займа);
    2) даты и размеры произведенных и предстоящих платежей заемщика по договору потребительского кредита (займа) (размеры предстоящих платежей заемщика по потребительскому кредиту (займу) с переменной процентной ставкой определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом);
    3) иные сведения, указанные в договоре потребительского кредита (займа).

    Данные сведения предоставляются в порядке, установленном в договорен между заемщиком и МФО.

    Детально информация о взаимоотношениях заемщика и МФО/КПК с учетом июльской практики применения 353-ФЗ будет рассматриваться на вебинаре 01.08.2014 с 10 до 13 «Потребительские займы: первые итоги. Жалобы заемщиков и позиция Банка России», для регистрации необходимо написать на omolchanova@rmcenter.ru.
  • Алиса, Ингушетия, МАГАС
    Здравствуйте, скажите пожалуйста, какие отчеты надо сдавать в 2014году МФО в ЦБ РФ и ФРСФ
    Ответ: Гузаль Яруллина от 08.08.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Алиса, добрый день!

    В 2014 году в ФСФР никакие отчеты сдавать не нужно в связи с упразднением данной службы. В Банк Росси необходимо направлять отчет о о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации и о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации.

    Успехов Вам!
  • Антон, 22, Бийск
    Добрый день!Я открыл ООО и решил заняться микро финансированием,мне сказали что вид этой деятельности подлежит одному только налогообложению так ли это?
    Ответ: Стратьева Елена от 28.07.2014. Показать ответ
    Стратьева Елена
    Здравствуйте, Антон.
    Если Ваш вопрос касается возможности микрофинансовой организации применять упрощенную систему налогообложения, то, действительно, в соответствии с подпунктом 20 пункта 3 ст.346.12 Налогового Кодекса РФ микрофинансовые организации её применять не вправе. Что касается применения обычной системы налогообложения, то Налоговым Кодексом РФ установлены 13 различных налогов, и, по меньшей мере, плательщиком 5-ти из них теоретически может быть микрофинансовая организация. Подробный анализ налоговых платежей в соответствии с Вашим бизнес-планом могут подготовить эксперты Российского Микрофинансового центра. За поучением информации по конкретной ситуации обратитесь на order@rmcenter.ru.
  • Юрий, Сведрдловская, Нижний Тагил
    Добрый день! Подскажите обязана ли МФО начислять % до того момента, пока не погашен сам займ или начисление происходит только в рамках договора, если обязана, то как в одностороннем порядке с нашей стороны приостановить действие договора и нужно ли сообщать об этом в контролирующие органы.
    Заранее Благодарен за ответ!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 28.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Юрий, добрый день!

    По общему правилу проценты по договору займа начисляются до дня фактического возврата включительно. Иной срок Вы можете предусмотреть в договоре или в одностороннем порядке реализовать право, предусмотренное ч.16 ст.5 Закона №353 от 21.12.2013, согласно которой кредитор вправе уменьшить в одностороннем порядке постоянную процентную ставку, уменьшить или отменить плату за оказание услуг, предусмотренных индивидуальными условиями договора потребительского кредита (займа), уменьшить размер неустойки (штрафа, пени) или отменить ее полностью или частично, установить период, в течение которого она не взимается, либо принять решение об отказе взимать неустойку (штраф, пеню), а также изменить общие условия договора потребительского кредита (займа) при условии, что это не повлечет за собой возникновение новых или увеличение размера существующих денежных обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа).



    Для получения более подробной информации по данному вопросу Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru



    Успехов Вам!
  • Светлана, Татарстан, Казань
    как можно отказаться от статуса МФО, но при этом не закрывать ООО. Деятельность по выдаче займов ООО уже не ведет, только собирает возврат займов по выданным ранее договорам. Данная процедура связана с тем, что бы более не отчитываться перед Росфинмониторингом по отчета о персональных данных и по 115-ФЗ о легализации. Что для этого нужно сделать
    Ответ: Гузаль Яруллина от 28.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Светлана, добрый день!

    Микрофинансовая организация может быть исключена из государственного реестра на основании соответствующего заявления микрофинансовой организации с приложением свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, направленного в Банк России, это вытекает из ч.1 ст.7 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

    Успехов Вам!
  • Анна, Ростовская область, Каменск-Шахтинский
    Гузаль, добрый день! Подскажите, пожалуйста, какую обязательную информацию необходимо размещать в рекламе относительно МФО????
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Анна, добрый день!

    К рекламе МФО предъявляются общие (ст.5,7 ФЗ «О рекламе») и специальные (ст.28 ФЗ «О рекламе») требования.

    Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее. Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 "№" 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе).

    Успехов Вам!
  • Наталья, Приморский край, Уссурийск
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, с 01.07.2014 МФО обязано передавать данные в БКИ. Что будет если это условие не выполняется? и как грамотно выбрать БКИ, подходящее именно твоему региону?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 28.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Наталья, добрый день!

    Ответственность в виде штрафа за неисполнение данного требования установлена с 01.03.2015. При выборе БКИ целесообразно обращать внимание на стоимость его услуг, объем кредитных историй, которые в нем хранятся, а также на то, с каким БКИ работают крупнейшие МФО, присутствующие в вашем регионе и предоставляющие схожие по своим характеристикам с Вашей линейкой займы.

    Успехов Вам!
  • Галина Ангелова, Архангельская область, п. Коноша
    Если мы добавляем в наименование организации аббревиатуру МФО, то должны ли мы вносить изменения в Устав?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 28.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Галина, добрый день!

    Изменение наименования микрофинансовой организации требует изменения в устав организации, а также уведомление Банка России. Указание статуса организации без изменения наименования этого не требует.

    Успехов Вам!
  • Тамара, Алтайский край, Яровое
    Здравствуйте, как исправить если у нас за 1 квартал норматив НМО1 вышел меньше 5, мы получили предписание от ЦБ привести в порядок норматив и предоставить письменный отчет с приложением документов подтверждающих выполнение предписания. можете ли вы нам помочь?
    Ответ: Стратьева Елена от 23.07.2014. Показать ответ
    Стратьева Елена
    Добрый день, Тамара.
    По данному вопросу Вам необходимо обратиться к нашим экспертам по адресу order@rmcenter.ru
    Так как данный вопрос необходимо рассматривать анализируя документы, прилагая Вашу отчетность и предписание.
    Обращайтесь, по указанному адресу, успехов!
  • Галина Ангелова, Архангельская область, п. Коноша
    Добрый день! Организация занесена в реестр микрофинансовых организаций как ООО "Аванс-Групп" согласно Уставу. Имеет ли организация право теперь добавлять в наименование аббревиатуру МФО и прописывать все большими буквами (ООО МФО "АВАНС-ГРУПП")?
    Спасибо!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Галина, добрый день!

    Микрофинансовая организация вправе и использовать в своей наименовании словосочетание «микрофинансовая организация» или аббревиатуру МФО.

    Успехов Вам!
  • Любовь, Архангельская область, Каргополь
    Гузаль, здравствуйте.
    Подскажите, пожалуйста, действие нового 353 Закона распространяется на договора, заключенные до 01.07.2014? Конкретно в части передачи дела на должников в суд. Так, к примеру, обязаны ли мы предоставить должнику 30 дней для досрочного возврата им (в связи с просрочками) остатка займа по договору, заключенному до 01.07.2014? Также в новом законе говорится, что мы обязаны уведомить заемщика об образовавшейся задолженности не позднее 7 дней со дня ее возникновения. Если заемщик позвонил и попросил перенести платеж на несколько дней и не заплатил, как потом в суде доказать, что заемщик был извещен о просрочке?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Любовь, добрый день!

    В соответствии с ч.2 ст. 17 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" он применяется к договорам потребительского кредита (займа), заключенным после дня вступления его в силу. Это означает, что все его нормы на возникшие отношения в связи с ранее заключенными договорам займа не распространяются.

    Успехов Вам!
  • Ольга, Хабаровский край, Комсомольск-на-Амуре
    Здравствуйте Елена подскажите пожалуйста у нас в микрофинансовой организации поменялся учредитель и гендиректор ещё декабре 2013 г.а в ФСФР мы не сообщили что нам теперь делать как быть в этой ситуации.Заранее спасибо.
    Ответ: Елена Зурбаганская от 23.07.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Ольга, здравствуйте.
    Центральный Банк необходимо уведомлять о изменениях в учредительные документы.
    Как я понимаю, у вас их не было. Эти данные Вам необходимо отражать в отчетности.

    Успехов!
  • Саяна, Республика Тыва, Кызыл
    Добрый день!

    С 1 июля 2014 г. названия микрофинансовых организаций не должны дублироваться.
    Вопрос: Если названия МФО одинаковые, но в разных регионах России. Такую МФО внесут в реестр?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Саяна, добрый день!

    С 22.06.2014 основание для отказа во включении микрофинансовой организации в реестр является наличие в государственном реестре микрофинансовых организаций полного и (или) сокращенного наименования микрофинансовой организации, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о микрофинансовой организации были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление. Изъятий из данной нормы непредусмотрено.

    Таким образом, даже МФО в разных регионах РФ не могут иметь одинакового наименования.

    Успехов Вам!
  • Дмитрий, Москва, Москва
    Добрый день! Елена!
    подскажите, пожалуйста, может ли МФО использовать в своей деятельности такой инструмент как кредитная линия? имеется ввиду выдача возобновляемого займа , чтобы постоянно не оформлять договор микрозайма.

    С уважением, Дмитрий
    Ответ: Елена Зурбаганская от 23.07.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Дмитрий, здравствуйте.
    Да, может. Юридически немного по другому - Вы определяете лимит на Заемщика, он берет необходимые ему суммы займа в пределах лимита, а проценты Вы можете начислять только на сумму фактическую, которой пользуется Заемщик.


    Успехов!
  • Наталия, ХМАО, Лангепас
    Добрый день! Подскажите,как грамотно продать действующее МФО и сменить учредителя в реестре? Спасибо
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Наталия, добрый день!

    Для получения информации об услуге по сопровождения «продажи» микрофинансовой организации Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Юрий, Свердловская область, Нижний тагил
    Гузаль, здравствуйте! Обязано ли МФО на сегодняшний день создавать резервы по выданным займам? заранее благодарю за ответ.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Юрий, добрый день!

    В настоящее время Указание Банка России, которым регламентируется создание резервов, находится на регистрации в Минюсте России и еще не вступило в силу. По вопросам формирования резервов после вступления Указания в силу Вы можете обращаться к эксперту РМЦ по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета Леониду Шевченко, написав на lshevchenko@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Владимир, Омская, Омск
    Добрый день, Гузаль. Наша МФО планирует выдачу микрозаймов только безналичным платежом. В качестве банка партнера мы выбрали один из крупнейших и стабильных банков России. В статье которая написана у вас на сайте, говорится о том, что это противозаконно и нарушает ч.2 ст. 16 Закона "О защите прав потребителя". Но с другой стороны, мы же и не навязываем им эти условия. Если не устраивает, берите займ в другой компании. Могу ли я прописать это в договоре ссылаясь на то, что заемщик не против того, что перевод будет осуществлен на карту банка, и при отсутствии карты ее нужно будет получить. буду ли тогда я нарушать букву закона?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Владимир, добрый день!

    Если мы говорим об одном и том же материале, то в нем приводится пример, когда карта выдается заемщику за отдельную плату, первоначально ему неизвестную, при этом бесплатного способа получения займа не предоставляется (эта ситуация существовала в 2011 году). Такая конструкция действительно представляется сомнительной.
    Иные варианты, когда заемщика не навязываются дополнительные платные услуги за получения займа, как представляется, могут применяться. Для получения рекомендации по конкретной ситуации Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru

    Успехов Вам!
  • Александр Богданов, Оренбургская область, Бузулук
    МФО. Сколько будет стоить правовой аудит наших документов: договор потребительского займа, инфа. об условиях, правила выдачи займов.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Александр, добрый день!

    Стоимость данных услуг зависит от количества документов и срочности заказа. Как правило, цены начинаются от 7 900 рублей. Для оперативного расчета и получения прайса по конкретному заказу Вы можете обратиться к Елене Закаржевской, написав на ezakarzhevskaya@rmcenter.ru

    Успехов Вам!
  • Антон Владимирович, Башкортостан, Белебей
    Доброй ночи. Хотелось бы знать как правильно должен выглядеть договор займа и что должно быть указано в верхнем правом углу первой страницы договора? полная стоимость займа или годовая процентная ставка или то и другое? Может есть какой то образец согласно новому закону? Заранее спасибо !!!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Антон Владимирович, добрый день!

    В правом верхнем углу в квадратной рамке должна указываться полная стоимость займа в процентах, написанная буквами. Для получения полностью заполненного в соответствии с требованиями ЦБ и Закона №353 шаблона индивидуальных условий договора потребительского займа (а также всех иных документов, необходимых для исполнения 353-ФЗ, таких как общие условия договора, фора соглашения о пролонгации, форма заявления-анкеты и проч.), Вы можете обратиться к Елене Закаржевской, написав на ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Кантемир, КБР, Нальчик
    Наша компания выдает микрозаймы до 15000, на 15 дней. за пользование денежными средствами начисляется 2% в день и 3% в день за каждый день просрочки, в связи вступлением в силу 353 ФЗ правила изменились, можем ли мы продолжать начисление процентов за пользование, вместо неустойки, в случае просрочки выплаты займа? если да то как это осуществить? если нет, то как начислять неустойку?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Кантемир, добрый день!

    Закон №353 не запрещает начисление процентов за пользование займом после наступления срока возврата займа. То есть начисление процентов возможно до фактического возврата займа. Для этого необходимо корректно сформулировать индивидуальные условия договора. Для получения полностью заполненных индивидуальных условий договора потребительского займа и иных документов, необходимых для исполнения 353-ФЗ, Вы можете обратиться к Елене Закаржевской, написав на ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Валентина, Иркутская область, Иркутск
    Гузаль, добрый день! Подскажите, мы стали МФО в июле 2013 года, но так и не получили свидетельство о внесении сведений о юр. лице в госудасртвенный реестр МФО, как его можно получить?
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Валентина, добрый день!

    По данному вопросу Вам следует обратиться в Центральный банк Российской Федерации, Департамент допуска на финансовые рынки, который занимается включением микрофинансовых организаций в государственный реестр.
  • Елизавета, Бурятия, Улан-Удэ
    Добрый день! Помогите разобраться! Виды деятельности нашего ООО: 74.11, 65.12, 65.22.2, 65.22.3, 65.23, 67.13.4. Также в Уставе прописано, что ООО может заниматься осуществлением микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов (микрофинансированию) и предоставлением целевых денежных займов на покупку жилой недвижимости и под залог недвижимого имущества. Планируем заключить договор займа с физ. лицом на сумму 400 000 и сроком на 6 мес. на покупку жилого помещения под залог этого же помещения. Вопрос: Нужно ли нашему ООО регистрироваться в реестре МФО прежде, чем выдавать этот займ? Благодарю за ответ.
    Ответ: Елена Зурбаганская от 23.07.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Здравствуйте, Елизавета.
    При предоставлении займа на покупку недвижимости, под залог этого же объекта недвижимости.то требования 353-ФЗ не распространяются. Поэтому, пока такое требование отсутствует.
    Успехов!
  • Фонд микрофинансирования г. Сураж, Брянская, Сураж
    Добрый день ! Елена! Обязательно ли микрофининсовым организациям вступать в СРО?
    Ответ: Елена Зурбаганская от 03.07.2014. Показать ответ
    Елена Зурбаганская
    Добрый день!
    В настоящее время обязательное требование вступления микрофинансовых организаций в СРО отсутствует.

    Успехов!
  • Надежда, Калининградская область, Калининград
    Добрый день! Прошу проконсультировать по следующим вопросам: может ли быть единственным учредителем МФО юридическое лицо не резидент? или юр. лицо - резидент, если учредитель этого юр. лица юридическое лицо - не резидент? Может ли МФО привлечь денежные средства от не резидента!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Надежда, добрый день!

    Прямого ограничения для единственного учредителя нерезидента микрофинансовой орагнизации в действующем законодательстве не содержится. При привлечении финансирования такого учредителя необходимо учесть ограничения налогового и валютного законодательства. Для получения подробной консультации по данным вопросам Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru

    Успехов Вам!
  • Елена, Республика Башкортостан, Стерлитамак
    Здравствуйте, Гузаль. В связи с вступлением в силу закона о МФО, необходимо указывать ПСК по займу на первом листе договора. Подскажите, пожалуйста, как рассчитать ПСК по займу, если мы выдаем его сроком до 15 дней под 1% в день. Так же в пролонгации нужно ли указывать ПСК? Спасибо.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Елена, добрый день!

    Полная стоимость займа рассчитывается по формуле, указанной в ч.2 ст.6 Закона «О потребительском кредите (займе)», возможно использование формулы «Чистый внутренних доход» в excel. Для облегчения данной задачи Вы можете обратиться в Российский микрофинансовый центр для приобретения калькулятора ПСК (стоимость 2 900), он входит в комплект документов по 353-ФЗ, который включает в себя все необходимые для исполнения требований этого закона и проверяемые Банком России документы. Для получения Вы можете написать Елене Закаржевской, почта ezakarzhevskaya@rmcenter.ru :

    Успехов Вам!
  • Айдар, Удмуртия, Ижевск
    Гузаль, здравствуйте еще раз!
    Объясните пожалуйста еще такой момент:
    - если ООО выдающее займы населению, более 4 раз в год, обязано включиться в реестр МФО, в связи с понятием профессиональная деятельсноть (353-ФЗ), то как тогда быть индивидуальному предпринимателю осуществляющему профессиональную деятельнсоть по выдаче микрозаймов, т.к. включние ИП в реестр не предусмотрено 151-ФЗ.
    Заранеее спасибо за ответ!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Айдар, добрый день!

    Логика законодателя такова, что индивидуальные предприниматели (ИП) не отнесены законом к тем категориям лиц, которые вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов. В связи с этим, как представляется, с 01.07.2014 ИП не вправе осуществлять такую деятельность.
  • Екатерина, Тюменская область, Тюмень
    Добрый день! хотелось бы у вас уточнить информацию по поводу учреждения МФО:
    1.Может ли МФО иметь уставной капитал 10 000 руб?
    2. Может ли в состав учредителей входить юридическое лицо (резидент)
    3.Обязательно ли включать МФО в реестр если МФО займами в основном не занимается?
    4.Обязательно ли в названии иметь слова: МФО? например МФО ООО "Ромашка"? или это не обязательное условие?
    5.Если МФО создать на базе уже существующего ООО то какие документы необходимы для такой процедуры?
    Надеюсь на ответ на адрес электронной почты в скорое время! заранее спасибо.
    Ответ: Гузаль Яруллина от 20.07.2014. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Екатерина, добрый день!

    По Вашим вопросам:

    1. Да, это возможно, специальных требований к размеру уставного капитала микрофинансовой организации в настоящее время не установлено.

    2. Да, это возможно, при этом необходимо обратить внимание на соблюдение требований, установленных ст.ст. 4.1, 4.2 Закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

    3. Ответ на этот вопрос зависит от того, осуществляет ли организация профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

    4. Требование об обязательности данного словосочетания в названии микрофинансовой организации законодательством в настоящее время не предусмотрено.


    Для детальной консультации по Вашим вопросам Вы можете обратиться к специалистам Российского микрофинансового центра, написав на order@rmcenter.ru.

    Успехов Вам!
  • Айдар, Удмуртия, Ижевск
    Здравствуйте, Гузаль!
    Не совсем понятен ответ на вопрос об обязательном включении в реестр МФО.
    1. Хотелось бы понять, есть ли обязанность по включению в реестр МФО, в случае если ООО осуществляет систематическую на постоянной основе выдачу займов для населения за счет средств учредителей (т.е. дейтельность осуществляется НЕ за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств).
    2. Второе, в случае если всетаки включение в реестр МФО не является в данном случае обязательным, то необходимо ли соблюдение требований Закона № 353-ФЗ.
    Заранее спасибо!
    Ответ: Гузаль Яруллина от 18.04.2015. Показать ответ
    Гузаль Яруллина
    Айдар, добрый день!

    Исходя из определения профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов в денежной форме, приведенного в 353-ФЗ от 21.12.2013, такая деятельность, осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом), требует наличия статуса финансовой организации (например, банка или микрофинансовой организации). Таким образом, в Вашем случае включение в реестр МФО является обязательным.

    Успехов Вам!

Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.