Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

29.03.2024, пятница, 18:21
Sub_Class with id 731 does not exist

Письмо в ЦБ РФ от НАУМИР 27.07.2015

04 декабря 2015 2033
Письмо в ЦБ РФ от НАУМИР 27.07.2015

Исх № 47/01-01

От «27» июля 2015 г.

О вопросах применения Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Директору Департамента развития финансовых рынков Банка России Чайковской Е.В.

Уважаемая Елена Викторовна!

Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР), как организация, объединяющая национальные ассоциации кредитных кооперативов, микрофинансовых организаций, ломбардов, банков, агентств поддержки малого предпринимательства и иные действующие на общероссийском уровне структуры, регулярно проводит мониторинг участников микрофинансового рынка по вопросам применения законодательства.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту письма – Закон № 223-ФЗ) широко обсуждается микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными.

В процессе обсуждения выявился ряд вопросов, НАУМИР просит от лица участников рынка представить позицию Банка России по их толкованию и применению:

1. Закон № 223-ФЗ в пункте 3 статьи 2 в качестве цели деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее – СРОФР) называет защиту и представление интересов своих членов в Банке России, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, судах, международных организациях. В Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О саморегулируемых организациях» в пункте 5 части 1 статьи 6 цель формулируется иначе: саморегулируемая организация «представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».

Означает ли новая формулировка, что отныне СРОФР не вправе представлять интересы своих членов в представительных органах государственной власти (например, при слушаниях каких-либо проектов федеральных или региональных законов представлять предложения участников рынка)?

Означает ли новая формулировка, что отныне СРОФР вправе представлять интересы своих членов в судах?

Возможно ли в данном случае выступать в защиту интересов всех членов СРОФР в силу закона, не оформляя от каждого из них доверенности на представительство их интересов в суде?

2. Согласно части 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ статус СРОФР может приобрести некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в форме ассоциации (союза), в то же время большинство действующих сейчас саморегулируемых организаций, в том числе действующих в сфере финансового рынка, созданы в форме некоммерческого партнерства. Гражданский кодекс РФ в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ не устанавливал сроков для перерегистрации уставов некоммерческих партнерств.

Требуется ли для некоммерческих партнерств, имеющих уже статус СРО участников финансового рынка или планирующих получить статус СРОФР, изменить свою организационно-правовую форму с некоммерческого партнерства на предусмотренную ГК РФ форму ассоциации (союза) до вступления в силу Закона № 223-ФЗ или по-прежнему жестких сроков для перерегистрации уставов нет?

3. В части 2 статьи 3 сказано, что статус СРОФР приобретается в отношении одного или нескольких видов деятельности финансовой организации.

Означает ли это, что СРОФР может объединять участников всех перечисленных в Законе № 223-ФЗ видов деятельности или все-таки какие-то ограничения по количеству представляемых СРОФР видов деятельности участников планируется ограничить?

4. В части 5 статьи 3 сказано, что статус СРОФР может быть приобретен в отношении нескольких видов деятельности финансовых организаций при условии соблюдения требований пункта 1 части 4 статьи 3 в отношении количества объединенных в составе организации финансовых организаций, осуществляющих каждый вид деятельности, являющийся предметом саморегулирования для СРОФР.

Означает ли это, что если организация планирует приобрести свой статус в отношении, например, как микрофинансовых организаций, так и кредитных кооперативов, и ломбардов, то в ней должно состоять не менее 26% всех зарегистрированных в реестре МФО, не менее 26% КПК плюс не менее 26% ломбардов?

И все эти организации должны быть соответственно представлены в ее органах?

5. Согласно части 7 статьи 3 решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр СРОФР принимается Банком России в установленном им порядке. Согласно пунктам 3 и 6 части 7 статьи 3 среди представляемых в Банк России документов для получения статуса СРОФР названы перечень членов некоммерческой организации, «заверенный в установленном Банком России порядке» а также смета, «требования к составлению которой определяются Банком России». В части 3 статьи 7 Закона № 223-ФЗ говорится о «процедуре согласования саморегулируемой организацией с Банком России сметы, указанной в пункте 6 части 7 статьи 3».

Согласно пункту 9 части 7 статьи 3 должны быть представлены также «иные документы, необходимость представления которых для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации предусмотрена нормативными актами Банка России, регулирующими вид деятельности, являющийся предметом саморегулирования для саморегулируемой организации».

Есть ли на сегодняшний день соответствующие порядки, требования, процедуры согласования, нормативные акты Банка России? Если их пока нет, в какой срок планируется их разработать и принять?

6. Согласно части 9 статьи 3 Банк России вправе установить для организации, имеющей статус СРОФР в отношении одного вида деятельности финансовых организаций и желающей приобрести таковой в отношении иного вида деятельности финансовых организаций, перечень документов из числа предусмотренных частью 7 статьи 3, «повторное представление которых в Банк России не требуется».

Есть ли названный перечень в настоящее время? Если его пока нет, в какой срок планируется его разработать и принять?

7. Статья 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что стандартами СРОФР признаются документы, устанавливающие требования к членам СРОФР и регулирующие отношения между членами СРОФР, между членами СРОФР и их клиентами, между СРОФР и ее членами, между СРОФР и клиентами ее членов.

В связи с этим, актуален вопрос, кого считать клиентами членов СРОФР. Например, будет ли считаться клиентом микрофинансовой организации физическое или юридическое лицо, которое инвестирует в МФО средства (МФО, согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»вправе привлекать денежные средства только от своих учредителей, участников, членов, акционеров вне зависимости от суммы либо от сторонних кредиторов (займодавцев) в сумме от полутора миллиона рублей по одному договору)? Будет ли считаться клиентом МФО лицо, не берущее в МФО заем, но выступающее в качестве залогодателя, поручителя, гаранта и т.п.? Будет ли считаться клиентом МФО лицо, являющееся контрагентом по договору в процессе обычной хозяйственной деятельности организации (например, по отношениям аренды или субаренды офисного помещения и т.п.)? Тем самым, хотелось бы уточнить круг лиц, которые вправе обращаться в СРОФР для разрешения их вопросов с организацией – членом СРОФР.

8. В пункте 4 части 4 статьи 4 указано, что стандарты СРОФР должны «не допускать возможность необоснованного преимущества для отдельных членов саморегулируемой организации, включая учредителей такой саморегулируемой организации, в том числе в отношении порядка выбора членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации».

Правильно ли мы понимаем, что Закон № 223-ФЗ запрещает тем самым лишь необоснованные преимущества, но допускает возможность предусмотреть в стандартах СРОФР обоснованную дифференциацию правового положения различных категорий членов СРОФР, например, предусмотреть ограничение в правах на голосование участников общего собрания членов СРОФР, не уплативших обязательных взносов в СРОФР или не выполняющих иных уставных обязанностей члена СРОФР? В целом, просим Вас разъяснить данную норму, само понятие обоснованности или необоснованности преимущества, формы и процедуры такого обоснования.

9. В части 1 статьи 5 Закона № 223-ФЗ установлена обязанность СРОФР разработать проекты базовых стандартов и представить на согласование «в комитет по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России».

Означает ли это, что при Банке России будет действовать 16 комитетов по стандартам – по одному для каждого вида деятельности финансовых организаций?

10. В части 2 статьи 5 Закона № 223-ФЗ указано, что Банк России устанавливает перечень обязательных для разработки СРОФР определенного вида базовых стандартов и требования к их содержанию. Базовые стандарты совершения операций на финансовом рынке разрабатываются в соответствии с установленным Банком России перечнем операций (содержанием видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций.

Есть ли уже нормативно-правовой документ с указанными перечнем операций, перечнем стандартов и требованиями? Если нет, то в какие сроки следует его ожидать?

11. В пункте 4 части 4 статьи 5 Закона № 223-ФЗ в числе основный функций комитета по стандартам названо «взаимодействие по вопросам деятельности финансовых организаций с научными организациями, образовательными организациями. Международными организациями». Правильно ли мы понимаем, что это не исключает возможности и необходимости системного взаимодействия СРОФР с профессиональными объединениями по соответствующему виду деятельности, и таковое будет осуществляться в том числе путем включения представителей соответствующих профессиональных объединений в состав комитета по стандартам?

12. Правильно ли мы понимаем, что согласно части 7 статьи 5 Закона № 223-ФЗ порядок согласования комитетом по стандартам базовых стандартов также должен быть разработан Банком России в разумные сроки (вероятно, до вступления Закона № 223-ФЗ в силу) и при этом в данном порядке должны быть указаны, согласно пункту 3 части 7 статьи 5 Закона № 223-ФЗ, основания для отказа в согласовании базового стандарта?

13. В частях 1 и 2 статьи 7 Закона № 223-ФЗ сказано о праве Банка России передать СРОФР на основании ее письменного обращения полномочия по получению от членов данной СРОФР отчетности, перечень которой, порядок передачи которой устанавливается Банком России, равно как и порядок осуществления СРОФР переданных им полномочий.

Правильно ли мы понимаем, что указанный перечень будет составлен на основании той отчетности, которая уже обязательна для представления финансовыми организациями в Банк России? Правильно ли мы понимаем, что на сегодняшний день названные перечень и порядки в стадии разработки Банком России и их утверждение планируется до вступления в силу норм Закона № 223-ФЗ?

14. В части 1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ установлена обязательность членства финансовой организации в саморегулируемой организации «в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида». Просим прокомментировать, как эта норма должна применяться в связи с действующими нормами федеральных законов об обязательности членства в саморегулируемой организации для отдельных видов финансовых организаций. Например, кредитные потребительские кооперативы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009№ 190-ФЗ «О кредитной кооперации», обязаны состоять в саморегулируемой организации кредитных кооперативов. Между тем, возможна ситуация, когда все девять СРО, ныне существующих в данном секторе финансового рынка, не наберут требуемой по Закону № 223-ФЗ нормы представительства участников рынка (26% и более). Означает ли это, что саморегулируемых организаций в данном секторе рынка в таком случае не будет, указанная выше норма Федерального закона «О кредитной кооперации» об обязательности членства в СРО действовать не будет и все кредитные кооперативы будут находиться под непосредственным надзором Банка России, как это сейчас происходит в отношении банков?

15. Часть 10 статьи 10 Закона № 223-ФЗ предусматривает разработку нормативного акта Банка России, в котором должны быть установлены состав и порядок предоставления документов и (или) информации, которые по запросу СРОФР, в которую подано заявление о вступлении от финансовой организации, должна предоставить СРОФР, в которой ранее состояла данная финансовая организация. Правильно ли мы понимаем, что данный нормативный документ в настоящее время в стадии разработки Банком России и можно ожидать его до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

16. Часть 5 статьи 11 Закона № 223-ФЗ предусматривает разработку Банком России формы уведомления о прекращении членства финансовой организации в СРОФР. Правильно ли мы понимаем, что данный нормативный документ в настоящее время в стадии разработки Банком России и можно ожидать его до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

17. Часть 5 статьи 12 предусматривает, что порядок ведения реестра членов СРОФР устанавливается нормативным актом Банка России. Правильно ли мы понимаем, что соответствующий нормативный документ находится в стадии разработки и ожидается до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

18. Статья 13 обязывает СРОФР размещать на своем официальном сайте в сети «Интернет» помимо прямо перечисленной в части 1 указанной статьи документов и информации также «иную предусмотренную федеральными законами, нормативными актами Банка России и внутренними стандартами информацию».В соответствии с обращениями участников рынка, НАУМИР просит Банк России перечислить в информационном письме или довести иным способом до сведения участников рынка перечень «иной предусмотренной федеральными законами, нормативными актами Банка России» информации или перечень источников, где такая информация уже размещена.

19. Часть 2 статьи 16 Закона № 223-ФЗ устанавливает, что порядок рассмотрения дел о применении в отношении членов СРОФР мер за несоблюдение базовых стандартов, внутренних стандартов и иных внутренних документов СРОФР и применяемые меры определяются в соответствии с Законом № 223-ФЗ, нормативными актами Банка России и внутренними документами СРОФР. Какие нормативные акты Банка России имеются в виду в данной норме?

20. Правильно ли мы понимаем, что в настоящее время идет разработка нормативного документа Банка России, определяющего порядок и сроки для предоставления саморегулируемой организацией в Банк России информации о поступивших обращениях и ответах на обращение и утверждение соответствующего нормативного документа планируется до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

21. Статья 22 в части 2 устанавливает, что независимыми членами постоянно действующего коллегиального органа управления СРОФР считаются лица, которые не связаны трудовыми отношениями с СРОФР или ее членами. Правильно ли мы понимаем, что при этом нет ограничений на возможность участия в качестве независимых членов указанного органа лиц, которые представляют организацию, будучи членом ее коллегиального органа или единоличным исполнительным органом, но не работают при этом в данной организации по трудовому договору?

22. Пункт 4 части 3 статьи 24 Закона № 223-ФЗ обязывает кандидата на должность руководителя СРОФР соответствовать иным, кроме прямо перечисленных в части 3 статьи 24, требованиям к деловой репутации, «установленным нормативными актами Банка России и внутренними стандартами». Есть ли уже такого рода нормативные акты Банка России или они находятся пока только в стадии разработки?

23. Часть 4 статьи 24 указывает, что порядок согласования руководителя СРОФР на соответствие требованиям, установленным частями 2 и 3 статьи 24 Закона № 223-ФЗ, устанавливает Банк России. Правильно ли мы понимаем, что данный порядок находится в настоящее время в стадии разработки и планируется к утверждению до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

24. Правильно ли мы понимаем, что в стадии разработки также находится упоминаемый в части 2 статьи 26 Закона № 223-ФЗ порядок ведения и состав информации единого реестра СРОФР и данный документ также планируется утвердить до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

25. Что следует понимать под упоминаемым в пункте 5 части 2 статьи 27 закона № 223-ФЗ «грубым нарушением» СРОФР требований законодательства РФ при проведении проверок членам СРОФР?

26. В части 7 статьи 27 Закона № 223-ФЗ дается ссылка на порядок передачи всех материалов (информации и документов) от СРОФР, статус которой прекращен, в Банк России. Правильно ли мы понимаем, что такой Порядок в настоящее время находится в стадии подготовки и планируется к утверждению до вступления в силу норм Закона № 223-ФЗ?

27. Согласно части 9 статьи 28 Закона № 223-ФЗ, СРОФР представляет отчетность в Банк России, содержание, форма и порядок предоставления которой устанавливаются Банком России. Планируется ли разработка новых нормативных документов в связи с этим и когда можно ожидать их утверждения и введения в действие?

28. Часть 1 статьи 29 указывает, что нормативным актом Банка России устанавливаются порядок, форма и сроки направления извещения саморегулируемой организации о наличии в отношении ее члена процедур отзыва лицензии, исключения сведений из реестра финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности либо направления в суд заявления о его ликвидации, состав документов, прилагаемых к данному извещению, сроки подготовки мотивированного мнения СРОФР. Правильно ли мы понимаем, что указанные документы в настоящее время находятся в стадии подготовки и планируются к утверждению до вступления в силу норм Закона № 223-ФЗ?

29. В части 4 статьи 29 установлена обязанность СРОФР в порядке, установленном Банком России, информировать его о выявленных нарушениях членом СРОФР требований законодательства и стандартов. Правильно ли мы понимаем, что в настоящее время такой порядок находится в стадии разработки и планируется к утверждению и введению в действие до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

30. В статье 29 Закона № 223-ФЗ установлено, что СРОФР обязана предоставить в Банк России информацию об изменениях ее адреса, других контактных данных, устава, о документах, регламентирующих деятельность ее органов, при этом нормативными документами Банка России должны быть установлены порядок, формы и срок представления СРОФР в Банк России указанных документов и информации. Правильно ли мы понимаем, что в настоящее время такой документ находится в стадии разработки и планируется к утверждению и введению в действие до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

31. Частью 7 статьи 31 предусмотрено утверждение нормативным актом Банком России Положения о совете саморегулируемых организаций. Правильно ли мы понимаем, что в настоящее время такой положение находится в стадии разработки и планируется к утверждению и введению в действие до вступления в силу Закона № 223-ФЗ?

Заранее признательны за разъяснения, необходимые для эффективного применения норм Закона № 223-ФЗ.

С уважением, Президент А.Л.Саватюгин. 


Читать ответ


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.