Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.04.2024, пятница, 11:15

В первой половине 2017 года наблюдается увеличение индекса женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index)

06 марта 2017 1042
В первой половине 2017 года наблюдается увеличение индекса женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index)

42% российских женщин отметили положительные изменения в отношении к предпринимателям. Ключевую роль в данном процессе сыграли публикации в СМИ, реальные примеры успешных женщин и деятельность специализированных сообществ.

Индекс женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index) в первой половине 2017 года составил 59 п.п., за период с 2015 года увеличившись на 3 п.п. В 2016 году его значение составляло 57 п.п., в 2015-м – 56 п.п.

Таковы результаты третьей волны оценки Индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index)*. Регулярное исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» при поддержке Общественной палаты РФ и Агентства стратегических инициатив. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Индекс женской предпринимательской активности WBI представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий деловую активность женщин с трех позиций: культура предпринимательства (отношение общества к женщинам-предпринимателям); предпринимательская экосистема (оценка условий ведения бизнеса, доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и др.), личные качества женщины (оценка качества жизни женщины и ее профессиональных навыков).

По итогам третьей волны позитивно были оценены частные индексы «Культура предпринимательства» (66 п.п.) и «Личные качества» (67 п.п.). В 2016 году их значения составляли 66 п.п. и 68 соответственно.

Частный индекс «Предпринимательская экосистема» продемонстрировал значение ниже среднего (54 п.п.). В 2016 году его значение составило 50 п.п.

Результаты опроса женщин

42% российских женщин отметили положительные изменения в отношении к женщинам-предпринимателям. Ключевую роль в данном процессе сыграли публикации в СМИ, реальные примеры успешных женщин и деятельность специализированных сообществ.

Основным стимулом к предпринимательской деятельности 33% женщин называют материальное благополучие. Вторым по популярности стимулом является желание реализовать свою идею и приносить пользу – данный фактор значим для 27% женщин. На третье место вышел фактор «Наличие стартового капитала» (12%), в то время как год назад на третьем месте располагался фактор «Потребность в свободном времени». Следует отметить, что за последний год выросла доля женщин, желающих открыть свое дело по причине высокого социального статуса предпринимателя (с 1% до 8%).

Основной барьер к началу собственного дела - отсутствие финансовых возможностей для старта (34%), однако страх нестабильности экономической ситуации уходит на второй план по итогам трех волн исследования.

Результаты опроса женщин-предпринимательниц

Предпринимательницы оптимистично настроены в части развития бизнеса: 37% опрошенных ожидают роста оборотов компании, 22% планируют увеличить штат и повысить оплату труда сотрудникам. Однако данный оптимизм носит скорее декларативный характер, поскольку финансовое положение предприятий находится на невысоком уровне: 49% предпринимательниц отметили падение оборотов компании.

На этапах развития бизнеса предпринимательницы в большей степени склонны привлекать неформальные займы у родных и знакомых (43%), а также предпочитают оформлять потребительские кредиты на физическое лицо (36%).

На текущий момент компании, созданные женщинами, ориентированы на внутренний рынок. Только 5% предпринимательниц указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны. Однако при этом 21% отметили свое желание экспортировать продукты и услуги в другие страны мира (для сравнения – в среднем 13% МСП готовы к экспортной деятельности).

Среди основных барьеров к экспортной деятельности – локализованность бизнес-модели, отсутствие спроса и высокая конкуренция.

Женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, чаще отмечают улучшения в своей личной жизни, развитие хобби и интересов (57% в сравнении с 42% среди женщин, не имеющие свой бизнес).

21% опрошенных предпринимательниц указали, что рождение детей не изменило их подход к работе, а 13% отметили, что рождение ребенка положительно сказалось на нем. Только 12% женщин отметили ухудшение, связанное с нехваткой времени на работу и семью. 53% участниц исследования открыли бизнес после рождения детей.

59% предпринимательниц, имеющих детей, пользуются услугами детских садов. 29% предпринимательниц отметили положительные изменения в доступности детской образовательной инфраструктуры. Примерно столько же ожидают, что ситуация изменится к лучшему в ближайшие три месяца (30%).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как, по Вашему, изменилось общественное мнение по отношению к женщинам, ведущим активную профессиональную деятельность?», % опрошенных женщин

Улучшилось

42

Не изменилось

55

Ухудшилось

3

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «В чем проявляются улучшения общественного мнения по отношению к женщинам-предпринимательницам?», % опрошенных женщин

Отношение в обществе в целом, общественное мнение

44

Публикации в СМИ, ТВ, радио о женщинах-предпринимателях

41

Мода, примеры профессионально успешных женщин

33

Специализированные интернет-ресурсы, сообщества женщин-предпринимателей

15

Литература, кино, театр о роли женщины в обществе

15

Государственная политика в области предпринимательства

14

Система дополнительного образования в этой сфере

10

Выступления чиновников и общественных деятелей

8

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Как Вам кажется, что является основным стимулом к открытию собственного бизнеса?», % опрошенных женщин

Перспектива получить больше доход, чем работа по найму

33

Желание реализовать свою идею, принести пользу обществу

27

Наличие стартового капитала

12

Необходимость иметь достаточно свободного времени для семьи,

8

Отсутствие достойной работы по найму

8

Желание получить высокий социальный статус руководителя комп

8

Наличие профессионального опыта в сфере будущего бизнеса

4

Необычная профессия/интересы, которые не предполагают работу

3

Наличие хорошей команды, партнеров

3

Поддержка семьи и близких людей

3

Незаполненная ниша на рынке

2

Другое

6

Затрудняюсь ответить

22

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Что, по-вашему, мешает женщине сегодня открыть собственный бизнес?», % опрошенных женщин

Отсутствие финансовых возможностей для старта, сложность при

34

Нехватка знаний и опыта ведения бизнеса

14

Личные качества, неуверенность в себе

12

Высокая занятость в семье, в доме, наличие маленьких детей

10

Нестабильная экономическая ситуация

10

Нехватка времени

9

Административные барьеры (коррупция, бюрократия)

7

Недобросовестная конкуренция

5

Ничего не мешает начать собственный бизнес

4

Неуверенность в поддержке близких

2

Отсутствие потребности в ведении собственного бизнеса

2

Сложности с поиском поставщиков, рынков сбыта и пр.

2

Общественное мнение

1

Сложности с подбором персонала, квалифицированных кадров

1

Недоступность инфраструктуры (офисов, складов, коммуникаций)

1

Недоступность информации о рынке и возможных перспективах би

0,4

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Сейчас вы реализуете Вашу продукцию/услуги…», % опрошенных предпринимательниц

В своем регионе

75

В своем и в других регионах России

20

В России и в других странах мира

5

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Вы хотели бы экспортировать Вашу продукцию/услуги в другие страны мира?», % опрошенных предпринимательниц

Да

21

Нет

75

Затрудняюсь ответить

4

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос «Как изменился оборот Вашей компании за последние полгода?», % опрошенных предпринимательниц

Вырос

21

Не изменился

28

Сократился

49

Затрудняюсь ответить

2

Таблица 8. Распределение ответов на вопрос «Как изменится оборот Вашей компании за последние полгода?», % опрошенных предпринимательниц

Увеличится

37

Не изменится

30

Сократится

16

Затрудняюсь ответить

18

Таблица 9. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы увеличить штат сотрудников в следующие 6 месяцев?», % опрошенных предпринимательниц

Да, планируем увеличивать

22

Планируем оставить неизменным

72

Нет, планируем сокращать

4

Затрудняюсь ответить

2

Таблица 10. Распределение ответов на вопрос «Планируете ли Вы увеличить оплату труда сотрудников Вашего предприятия в следующие 6 месяцев?», % опрошенных предпринимательниц

Да, планируем увеличить

22

Планируем оставить неизменной

64

Нет, планируем сократить

4

Затрудняюсь ответить

10

Таблица 11. Распределение ответов на вопрос «Как изменился Ваш бизнес с рождением детей?», % опрошенных предпринимательниц, имеющих детей

Улучшился, хватало времени и на семью, и на работу

13

Не изменился

21

Ухудшился, не хватало времени и на семью, и на работу

12

Я начала бизнес после рождения детей

53

Затрудняюсь ответить

1

Источник: НАФИ http://nafi.ru/analytics/otnoshenie-k-zhenskomu-predprinimatelstvu-izmenilos-v-luchshuyu-storonu/


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.