Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

20.04.2024, суббота, 16:49

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за февраль 2017 года

16 марта 2017 1044
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за февраль 2017 года

Административное законодательство

  1. Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.02.2017; «Парламентская газета», № 5, 10-16.02.2017; «Российская газета», № 30, 10.02.2017; «Собрание законодательства РФ», 13.02.2017, № 7, ст. 1032

Вступление в силу: 01.07.2017.

Указанным Федеральным законом вносятся изменения в КоАП РФ: ужесточается ответственность за нарушение законодательства о персональных данных (расширяется перечень составов правонарушением, а также увеличиваются штрафы за эти  правонарушения),  компетенция на составление протоколов по административным делам данной категории теперь передана от прокурора должностным лицам Роскомнадзора.

 

Сравнение редакций

Действующая редакция

Новая редакция

Статья 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов

  1. Информация ФНС России «С 1 февраля ФНС России регистрирует только онлайн кассы»

Опубликовано: https://www.nalog.ru по состоянию на 01.02.2017.

С 1 февраля 2017 года изменились правила регистрации контрольно-кассовой техники: зарегистрировать ККТ с ЭКЛЗ, как было до сих пор, больше нельзя. Теперь на учет можно поставить только те аппараты, которые обеспечивают возможность «онлайн» передачи данных в Налоговую службу через операторов фискальных данных.

Перерегистрация контрольно-кассовой техники также производится по новым правилам. Основаниями для перерегистрации являются: смена адреса и места установки контрольно-кассовой техники, изменение наименования или ФИО пользователя, замена фискального накопителя, смена оператора фискальных данных, переход из автономного режима и др.

ФНС России упростила процесс регистрации касс - получить карточку регистрации можно в личном кабинете на сайте Службы без визита в инспекцию. При желании можно обратиться в любую инспекцию.

К 1 июля 2017 года на новый порядок применения ККТ должны перейти все владельцы кассовой техники. Налогоплательщики, использующие патентную систему налогообложения, ЕНВД, владельцы торговых автоматов и предприниматели, оказывающие услуги населению, перейдут на «онлайн» кассы с 1 июля 2018 года.

  1. Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 21.02.2017.

Вступление в силу: 04.03.2017.

Регистрация в Минюсте России:  20.02.2017 № 45707.

Указанным приказом утверждается новый Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами согласно приложению к настоящему приказу.

Признаются утратившими силу:

  1. приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.10.2010, регистрационный номер 18836);
  2. приказ Федеральной налоговой службы от 19.03.2012 № ММВ-7-8/164@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.04.2012, регистрационный номер 23918);
  3. приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2013 № ММВ-7-8/646@ «О внесении изменений в Порядок изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.02.2014, регистрационный номер 31327).

Финансовые рынки

  1. <Информация> Банка России «Об изменении экзаменационных вопросов для квалификационных экзаменов специалистов финансового рынка»

Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 22.02.2017.

Координационный совет по аттестации специалистов финансового рынка при Банке России одобрил новые экзаменационные вопросы по базовой серии для специалистов финансового рынка, а также по первой серии для специалистов финансового рынка в сфере брокерской деятельности, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и деятельности форекс-дилера.

Новые вопросы охватывают широкий спектр экономических и юридических тем и задач, также в них учтены последние изменения в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, теперь экзаменационные вопросы включают в себя решение ситуационных задач. Такой подход позволяет проверить не только теоритические знания законодательства Российской Федерации и принципов работы финансового рынка, но и оценить то, как экзаменуемый будет применять эти знания в жизни.

Новые экзаменационные вопросы рекомендованы к использованию с 1 апреля 2017 года организациям, аккредитованными Банком России для аттестации специалистов финансового рынка.

  1. <Информация> Банка России «О новых вопросах для квалификационного экзамена специалистов финансового рынка»

Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.cbr.ru/ по состоянию на 22.02.2017.

Координационный совет по аттестации специалистов финансового рынка при Банке России одобрил новые экзаменационные вопросы для квалификационного экзамена специалистов финансового рынка.

Вопросы по базовой серии будут использоваться на экзаменах всех специалистов финансового рынка. Вопросы по первой серии предназначены для экзаменов специалистов финансового рынка в сфере брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами и форекс-дилеров. Все вопросы учитывают последние изменения российского законодательства и охватывают широкий спектр экономических и юридических тем.

По итогам экзамена выдается квалификационный аттестат, который дает право занимать определенные должности в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. Аттестацию специалистов проводят вузы и саморегулируемые организации участников финансового рынка, аккредитованные Банком России. Вопросы рекомендованы к использованию с 1 апреля 2017 года.

Рейтинг кредитоспособности

  1. Информация Банка России от 08.02.2017 «Об установлении перечня национальных рейтинговых агентств, а также минимальных уровней рейтингов кредитоспособности (для целей Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П)»

Публикация: опубликовано на Официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 09.02.2017, «Вестник Банка России», № 19, 15.02.2017

Вступление в силу: 09.02.2017.

Совет директоров Банка России принял решение в целях применения Положения Банка России от 26 марта 2004 года « 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" установить следующий перечень национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых используются в отношении российских объектов рейтинга, а также минимальные уровни рейтингов кредитоспособности для каждого из включенных в указанный перечень агентств:

Национальное рейтинговое агентство

Минимальный уровень рейтинга кредитоспособности

Акционерное общество «Рейтинговое агентство "Эксперт РА» (АО «Эксперт РА»)

«A+(III)»

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО)

«BB+(RU)»

  1. Информация Банка России от 08.02.2017 «Об установлении перечня национальных рейтинговых агентств, а также минимальных уровней рейтингов кредитоспособности (для целей Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И)»

Публикация: опубликовано на Официальном сайте Банка России http://www.cbr.ru/ - 09.02.2017, «Вестник Банка России», № 19, 15.02.2017.

Вступление в силу: 09.02.2017.

Совет директоров Банка России принял решение в целях применения Инструкции Банка России от 3 декабря 2012 года № 139-И «Об обязательных нормативах банков» установить следующий перечень национальных рейтинговых агентств, рейтинги которых используются Банком России в отношении российских объектов рейтинга, а также минимальные уровни рейтингов кредитоспособности для каждого из включенных в указанный перечень агентств:

Национальное рейтинговое агентство

Минимальный уровень рейтинга кредитоспособности

Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (АО «Эксперт РА»)

«A+(III)»

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО)

«BB+(RU)»

Деятельность кредитных организаций

  1. «Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов» (утв. Банком России 02.02.2017 № 4-МР)

Публикация: «Вестник Банка России», № 15, 08.02.2017.

Результаты надзорной деятельности Банка России свидетельствуют об увеличении числа случаев использования недобросовестными участниками хозяйственного оборота исполнительных документов, выданных на основании судебного акта о взыскании денежных средств в связи с неисполнением условий гражданско-правовой сделки, при совершении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Проведению таких операций, как правило, предшествует заключение сторонами договора, содержащего обязательства, неисполнение которых влечет последующее обращение в суд одной из сторон с требованием о взыскании задолженности по этому договору. После вынесения судебного акта об удовлетворении заявленных требований взыскатель предъявляет исполнительный документ в кредитную организацию, где открыт банковский счет должника. При этом в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взысканные денежные средства могут быть переведены только в безналичном порядке с банковского счета должника на банковский счет взыскателя, указанный в его заявлении.

Распространение получает также практика обращения взыскания на денежные средства должников, находящиеся на их банковских счетах, в рамках исполнительного производства, когда денежные средства с банковских счетов должников списываются на депозитные счета структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов либо структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов и в дальнейшем перечисляются в пользу взыскателей на их банковские счета, открытые в российских кредитных организациях, с целью последующего обналичивания взысканных денежных средств либо на банковские счета взыскателей, открытые за рубежом.

Отмечаем, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации.

Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В связи с изложенным Банк России рекомендует кредитным организациям в случае возникновения на основании реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма подозрений, что операции клиента, проводимые с использованием указанных выше схем, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, проводить следующие мероприятия, направленные на минимизацию риска вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма:

руководствоваться рекомендациями по снижению операционных рисков при принятии к исполнению исполнительных документов, которые содержатся в письме Банка России от 02.10.2014 № 167-Т;

обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента;

реализовывать в отношении иных операций клиента право на отказ в совершении операций, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), по основаниям наличия подозрений, что операции совершаются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе принимая во внимание, что операции по снятию клиентами со своих банковских счетов денежных средств, ранее поступивших на банковский счет в связи с исполнением кредитными организациями исполнительных документов, а также в рамках исполнительного производства, а равно дальнейшее перечисление таких денежных средств, являются операциями, осуществляемыми вне рамок процедуры взыскания;

в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ реализовывать в отношении клиента право на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом, предусмотренное пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

  1. Инструкция Банка России от 20.12.2016 № 176-И «О порядке и случаях проведения уполномоченными представителями (служащими) Банка России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, и (или) ознакомления с деятельностью заемщика кредитной организации и (или) залогодателя»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 16.02.2017, «Вестник Банка России», № 22, 22.02.2017.

Вступление в силу:  27.02.2017.

Регистрация в Минюсте России:  13.02.2017 № 45615.

Инструкция содержит алгоритм проведения Банком России осмотра предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде.

Осмотр предмета залога и (или) ознакомление с деятельностью заемщика (залогодателя) осуществляется в целях проведения:

  • оценки качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности (далее - ссуды), полноты формирования резервов на возможные потери по ссудам в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 года N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности";
  • оценки качества активов, включенных в состав активов, принимаемых в обеспечение кредитов Банка России, а также находящихся в залоге по кредитам Банка России.

Осмотр предмета залога осуществляется также в целях проведения экспертизы предмета залога, принятого кредитной организацией в качестве обеспечения по ссуде, в том числе включающей установление фактического наличия предмета залога и его осмотр.

Осмотр предмета залога может проводиться в случаях:

  • наличия обстоятельств (их признаков), свидетельствующих о возможной утрате предмета залога или о его отсутствии по месту нахождения (хранения);
  • выявления признаков недостоверности сведений о количественных и качественных характеристиках предмета залога, указанных в договоре залога и (или) бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности, а также в другой информации, предоставляемой кредитной организацией в Банк России (в том числе различий в сведениях о предмете залога, предоставленных кредитной организацией и полученных Банком России от регистрирующих органов и из открытых источников информации);
  • необходимости уточнения характеристик предмета залога, влияющих на его стоимость (в том числе пробег, наработка транспортного средства или оборудования, загрузка площадей объекта недвижимости и иные характеристики);
  • нарушения кредитной организацией (банковской группой, участником которой является кредитная организация) обязательных нормативов, установленных Банком России, вследствие полного или частичного неучета определенной кредитной организацией стоимости предмета (предметов) залога при определении размера формируемого резерва на возможные потери по ссуде;
  • мотивированного ходатайства структурного подразделения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации, или мотивированного ходатайства рабочей группы при проведении проверки кредитной организации.
  1. Проект Федерального закона № 66477-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 22.02.2017)

Законопроект предполагает разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.

Принят Государственной Думой Федерального Собрания в первом чтении.

Предполагается в несение изменений в:

  1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»;
  2. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
  3. Федеральный закон от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
  4. Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Законопроект содержит нормы, которые позволят получить  микрофинансовой компанией статус банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации:

  • Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено микрофинансовой компании, получившей статус банка с базовой лицензией, не ранее истечения двух лет с даты государственной регистрации изменений, внесенных в устав микрофинансовой компании в связи с получением статуса банка с базовой лицензией в порядке, установленном Банком России.
  • Микрофинансовая компания, изменившая свой статус на статус банка с базовой лицензией, вправе продолжать в рамках исполнения договоров, заключенных до изменения ее статуса, совершение сделок, не являющихся разрешенными для банка с базовой лицензией. Данные сделки совершаются до момента прекращения действия указанных договоров, но не более 5 лет с даты изменения статуса микрофинансовой организации, за исключением договоров займа, заключенных до даты изменения ее статуса.
  • Микрофинансовая компания, изменившая свой статус на статус банка с базовой лицензией, вправе продолжать совершение операций в целях исполнения заключенных до изменения ее статуса договоров займа, до истечения первоначально установленного срока действия таких договоров.

Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.