Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.04.2024, пятница, 02:52

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за июнь 2017 года

06 июля 2017 1353
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности за июнь 2017 года

Регулирование деятельности микрофинансовых институтов

1. «Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих микрофинансовые организации»

Утвержден Банком России: 22.06.2017.

Вступление в силу: 01.07.2017 (за исключением отдельных положений).

Новый стандарт зафиксировал правила предоставления информации получателю финансовой услуги:

  • Минимальный объем информации, предоставляемой получателю финансовой услуги;
  • Принципы и порядок предоставления информации получателям финансовых услуг;
  • Особенности предоставления информации на официальном сайте микрофинансовой организации.

Теперь регламентирован процесс предоставления информации рекламного характера о деятельности микрофинансовой организации:

  • Основные принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности микрофинансовой организации;
  • Особенности интернет-рекламы.

Правила взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг включают:

  • Общие правила взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг (например, в соответствии со Стандартом, в деятельности микрофинансовой организации не допускается применение недобросовестных практик, в том числе: передача микрофинансовой организацией в бюро кредитных историй или иные организации недостоверной информации с целью воспрепятствовать заключению получателем финансовой услуги договора об оказании финансовой услуги с другой финансовой организацией; оказание психологического давления на получателя финансовой услуги с целью склонения к выбору той или иной финансовой услуги; стимулирование заключения получателем финансовой услуги иного договора займа с целью возврата первоначального займа, оформленного получателем финансовой услуги на лучших для него условиях; премирование работников микрофинансовой организации за реализацию мер, направленных исключительно на увеличение размера задолженности получателей финансовых услуг);
  • Информация, запрашиваемая микрофинансовой организацией у получателя финансовой услуги до заключения договора потребительского займа (о размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 3 000 (три тысячи) рублей). При этом в отношении POS-микрозаймов микрофинансовая организация вправе устанавливать особый порядок предоставления информации о размере заработной платы, наличии иных источников дохода и денежных обязательствах получателя финансовой услуги; о возможности предоставления обеспечения исполнения получателем финансовой услуги обязательств по договору об оказании финансовой услуги (в том числе залог, поручительство), в случае, если предоставление обеспечения предусмотрено условиями договора об оказании финансовой услуги; о судебных спорах, в которых получатель финансовой услуги выступает ответчиком (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 30 000 (тридцать тысяч) рублей);

о наличии в собственности получателя финансовой услуги движимого и (или) недвижимого имущества (при рассмотрении заявления на получение потребительского займа на сумму, превышающую 100 000 (сто тысяч) рублей);

  • Осуществление оценки платежеспособности получателя финансовой услуги;
  • Порядок взаимодействия микрофинансовых организаций с получателями финансовых услуг при возникновении задолженности;
  • Увеличение срока возврата суммы займа (максимальное число дополнительных соглашений к договору потребительского микрозайма, при заключении которых увеличивается срок возврата денежных средств по такому договору, с одним получателем финансовой услуги не может составлять более 7 (семи) в течение 1 (одного) года (с 1 апреля 2018 года - более 6 (шести), с 1 января 2019 года - более 5 (пяти)), если получателем финансовой услуги является физическое лицо и срок возврата займа, предусмотренный таким договором при его заключении, не превышает 30 (тридцати) календарных дней);
  • Минимальные стандарты обслуживания получателей финансовых услуг, касающиеся доступности и материального обеспечения офисов микрофинансовых организаций (содержат правила, которым должны соответствовать офисы МФИ).

Также в Стандарте есть порядок рассмотрения обращений получателей финансовых услуг и порядок взаимодействия со СРО.

2. Информация Банка России от 28.06.2017 «Банк России начал проект по маркировке МФО в Интернете»

Источник: http://www.cbr.ru/Press/?PrtId=event&id=1180&PrintVersion=Y

Банк России приступил к реализации проекта по маркированию в поисковой выдаче системы Яндекс сайтов микрофинансовых организаций (МФО), сведения о которых содержатся одновременно в государственном реестре МФО и в реестре одной из трех действующих саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (СРО).

В соответствии с совместным проектом Банка России и компании Яндекс в поисковой выдаче системы Яндекс появился специальный «маркер» (зеленый кружок с галочкой и надписью «Реестр ЦБ РФ»), информирующий потребителя о том, что на промаркированном сайте предлагаются финансовые услуги компании, которая имеет статус микрофинансовой организации. Это означает, что сведения о ней внесены в государственный реестр МФО, надзор за компанией осуществляется напрямую Банком России или через саморегулируемую организацию, членом которой она является, и деятельность такого кредитора регулируется законодательством, защищающим права и интересы потребителей финансовых услуг на микрофинансовом рынке.

Проект станет важной частью деятельности Банка России по противодействию нелегальным кредиторам. Новый инструмент предоставляет потребителю возможность выбирать в онлайн-пространстве компании, которые работают законно и обладают соответствующим статусом. В свою очередь нелегальные компании, в том числе двойники, действующие в интернете, будут лишены возможности вводить в заблуждение потребителя, выдавая себя за микрофинансовые организации.

В дальнейшем проект может быть распространен и на другие сегменты финансового рынка, в которых взаимодействие между потребителями услуг и поставщиками чаще происходит через интернет. Сейчас прорабатывается вопрос о маркировании сайтов компаний из таких сегментов.

Банковское дело

3. Указание Банка России от 07.02.2017 № 4281-У «О порядке передачи Банком России саморегулируемой организации в сфере финансового рынка полномочий по получению отчетности от членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, порядке осуществления переданных полномочий, порядке и основаниях их прекращения, а также перечне отчетности, полномочия по получению которой могут быть переданы Банком России саморегулируемой организации в сфере финансового рынка»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 07.06.2017, «Вестник Банка России», № 52, 15.06.2017.

Вступление в силу: 18.06.2017.

Регистрация в Минюсте России: 30.05.2017 № 46884.

Указание № 4281-У устанавливает:

1) перечень отчетности членов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, полномочия по получению которой могут быть переданы Банком России саморегулируемой организации;

2) порядок передачи Банком России саморегулируемой организации полномочий по получению отчетности;

3) порядок осуществления саморегулируемой организацией переданных полномочий по получению отчетности;

4) порядок и основания прекращения переданных саморегулируемой организации полномочий по получению отчетности.

4. Информационное письмо Банка России от 06.06.2017 № ИН-01-59/26 «Об информировании потребителей финансовых услуг о сайтах, имитирующих официальные сайты некредитных финансовых организаций»

Публикация: «Вестник Банка России», № 52, 15.06.2017.

Банк России сообщает об увеличении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» количества сайтов, имитирующих официальные сайты некредитных финансовых организаций (далее - НФО). Доменные имена и стиль оформления таких сайтов, как правило, имеют сходства с именами официальных сайтов НФО, а содержание (в том числе использование известных пользователям товарных знаков и знаков обслуживания) прямо указывает на их принадлежность к соответствующим НФО. При этом посетителям указанных сайтов сообщаются заведомо ложные банковские реквизиты и контактная информация с целью получения сведений о персональных данных потребителей финансовых услуг, перевода денежных средств или иных действий. Использование указанных на таких сайтах реквизитов, ключей электронной подписи, личного кабинета, заключение каких-либо соглашений и перевод денежных средств по банковским реквизитам связаны с риском для потребителей финансовых услуг и может привести к нежелательным последствиям, включая получение ими убытков.

В целях повышения доверия к финансовому рынку Банк России рекомендует НФО и саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка посредством размещения соответствующей информации на своих официальных сайтах предупреждать потребителей финансовых услуг об обнаружении в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайтов, имитирующих официальные сайты НФО.

Также Банк России рекомендует НФО и саморегулируемым организациям в сфере финансового рынка в возможно короткий срок с момента обнаружения сайтов, имитирующих официальные сайты НФО, уведомлять об этом Банк России по адресу электронной почты fishing@cbr.ru.

5. Информационное письмо Банка России от 15.06.2017 № ИН-014-12/29 «Об учете информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до поднадзорных организаций, при определении степени (уровня) риска клиента»

Публикация: "Вестник Банка России", № 53, 21.06.2017.

Положением Банка России от 20.07.2016 № 550-П «О порядке доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом» в соответствии с пунктом 13.3 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) установлен порядок доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, отказа от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по основаниям, указанным в пункте 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (далее - информация об отказах).

В соответствии с пунктом 13.3 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации и некредитные финансовые организации учитывают информацию об отказах при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а кредитные организации также при принятии решений об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Таким образом, информация об отказах не является в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией или некредитной финансовой организацией решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, а кредитной организацией также - об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) или о расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Указанная информация учитывается при оценке степени (уровня) риска клиента в совокупности с иными факторами, влияющими на такую оценку в соответствии с Положением Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Положением Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

6. Информация Банка России «Банк России принял решение снизить ключевую ставку до 9,00% годовых»

Публикация: «Вестник Банка России», № 53, 21.06.2017.

Совет директоров Банка России 16 июня 2017 года принял решение снизить ключевую ставку до 9,00% годовых. Совет директоров отмечает сохранение инфляции вблизи целевого уровня, продолжающееся уменьшение инфляционных ожиданий, а также восстановление экономической активности. Краткосрочные инфляционные риски снизились, в то же время на среднесрочном горизонте они сохраняются. Для поддержания инфляции вблизи целевого значения 4% Банк России продолжит проведение умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

7. Указание Банка России от 24.04.2017 № 4357-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 19.06.2017, «Вестник Банка России», № 53, 21.06.2017.

Вступление в силу: 30.06.2017.

Регистрация в Минюсте России: 14.06.2017 N 47032.

Указание № 4357-У устанавливает, что предметом проверок бюро кредитных историй являются, в том числе качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг, включая точность и достоверность информации, соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований Федерального закона «О кредитных историях».


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.