Проект реализован при поддержке:

  • Министерство финансов Российской Федерации

На текущий момент в
государственном реестре
зарегистрировано:

2264Микрофинансовых
организаций
17 ноября 2017, пятница, 20:44

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за октябрь 2017 года

14 ноября 2017 244
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за октябрь 2017 года

Саморегулирование

1. Указание Банка России от 14.08.2017 № 4491-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 30 мая 2016 года № 4027-У «О перечне обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, объединяющими микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, базовых стандартов и требованиях к их содержанию, а также перечне операций (содержании видов деятельности) на финансовом рынке, подлежащих стандартизации в зависимости от вида деятельности финансовых организаций»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 29.09.2017, «Вестник Банка России», № 85, 04.10.2017.

Вступление в силу: 10.10.2017.

Регистрация в Минюсте России: 25.09.2017 № 48312.

Указание обязывает СРО КПК разработать базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющих КПК. Требования к данному стандарту содержит Указание Банка России от 14.08.2017 № 4490-У.

2. Указание Банка России от 14.08.2017 № 4490-У «О требованиях к содержанию базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 29.09.2017, «Вестник Банка России», № 85, 04.10.2017.

Вступление в силу: 10.10.2017.

Регистрация в Минюсте России: 25.09.2017 № 48311.

Указание № 4490-У устанавливает требования к содержанию базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих КПК.

 Данный базовый стандарт должен содержать следующее:

1) минимальный объем предоставляемой КПК информации физическим и юридическим лицам - получателям финансовых услуг, являющимся членами КПК (пайщиками) или имеющим намерение вступить в КПК:

1.1. наименовании,

1.2. местонахождении кооператива и его обособленных подразделений,

1.3. о членстве в СРО и о Базовом стандарте;

1.4. об органах управления и лицах, входящих в состав органов управления;

1.5. о финансовой взаимопомощи и иных услугах кооператива, оказываемых членам кооператива;

1.6. о рисках, связанных с заключением и исполнением получателем финансовой услуги договора о предоставлении финансовой услуги (предоставлении займа или привлечении денежных средств кредитным кооперативом), а также о рисках, связанных с тем, что в соответствии с законодательством Российской Федерации КПК не являются участниками системы обязательного страхования вкладов;

1.7. о способах и адресах направления обращений получателя финансовой услуги;

1.8. о способах защиты прав получателя финансовой услуги, в т.ч. о наличии возможности и способах досудебного урегулирования спора, в том числе посредством медиативных процедур, претензионного порядка или других способов внесудебного разрешения споров;

1.9. об обязанности пайщика кооператива солидарного несения субсидиарной ответственности по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из пайщиков кооператива;

1.10. о порядке, условиях и способах участия пайщиков кооператива в управлении кооперативом;

1.11. о порядке ознакомления пайщиков кооператива с порядком и условиями привлечения денежных средств пайщиков и порядком предоставления займов пайщикам.

2) порядок предоставления КПК информации получателям финансовых услуг.

3) принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности КПК.

4) правила взаимодействия КПК с получателем финансовой услуги.

5) минимальные стандарты обслуживания получателей финансовых услуг, касающиеся доступности и материального обеспечения обособленных подразделений кредитного кооператива, а также рекомендации по обслуживанию получателей финансовых услуг с ограниченными возможностями здоровья.

6) требования к работникам кредитного кооператива, осуществляющим непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, а также к проверке соответствия данных работников указанным требованиям.

7) порядок рассмотрения обращений получателей финансовых услуг.

8) формы реализации права получателя финансовых услуг на досудебный порядок разрешения споров, в том числе посредством медиативных процедур, претензионного порядка или других способов внесудебного разрешения споров.

9) порядок осуществления СРО контроля за соблюдением членами СРО требований Базового стандарта, в том числе осуществления СРО мероприятия по контролю, в ходе которого СРО осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения членами СРО требований Базового стандарта при оказании услуг их получателям.

10) разграничение применения норм Базового стандарта при предоставлении займов на цели, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, и при предоставлении займов на потребительские цели, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

11) требование о применении Базового стандарта в случае заключения третьим лицом, действующим по поручению, от имени и за счет кредитного кооператива, договора о предоставлении финансовой услуги.

3. Указание Банка России от 09.08.2017 № 4484-У «О порядке согласования комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов и утверждения Банком России согласованных комитетом по стандартам по соответствующему виду деятельности финансовых организаций при Банке России базовых стандартов»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 23.10.2017, «Вестник Банка России», № 89, 24.10.2017.

Вступление в силу: 03.11.2017.

Регистрация в Минюсте России: 16.10.2017 № 48539.

Указание содержит следующий порядок:

1) саморегулируемая организация в сфере финансового рынка представляет в комитет по стандартам проект базового стандарта вместе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем саморегулируемой организации или иным уполномоченным лицом саморегулируемой организации;

2) комитет по стандартам принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании базового стандарта в течение 90 рабочих дней со дня его представления саморегулируемой организацией;

3) комитет по стандартам уведомляет о принятии решения о согласовании или об отказе в согласовании базового стандарта саморегулируемую организацию в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия такого решения;

4) Согласованные комитетом по стандартам базовые стандарты вместе с сопроводительным письмом, подписанным председателем комитета по стандартам, а при его отсутствии - лицом, исполняющим его обязанности, направляются в соответствующее подразделение Банка России;

5) Банк России принимает решение об утверждении стандарта или об отказе в его утверждении в течение 30 рабочих дней со дня его получения от комитета и уведомляет об этом комитет в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия решения, а также размещает информацию о принятом решении на официальном сайте Банка России в сети Интернет.

4. Указание Банка России от 15.08.2017 № 4497-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года № 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 20.10.2017, «Вестник Банка России», № 89, 24.10.2017.

Вступление в силу: 31.10.2017.

Указание вносит изменения в Инструкцию Банка России от 24 апреля 2014 года « 151-И «О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций некредитных финансовых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)», зарегистрированную Министерством юстиции Российской Федерации 11 июля 2014 года № 33058, 21 июля 2015 года № 38111, 4 августа 2016 года № 43118, 14 июня 2017 года № 47032.

Периодичность проверок устанавливается - не реже 1 раза в 3 года - в отношении: страховых организаций, стоимость активов которых в течение шести календарных месяцев подряд превышает 20 млрд рублей; фондов-участников, НПФ, размер средств пенсионных резервов которых в течение шести календарных месяцев подряд превышает 10 млрд рублей; БКИ; бирж; центрального депозитария; центрального контрагента; депозитариев, осуществляющих расчеты по результатам сделок, совершенных на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) с клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок; клиринговых организаций, имеющих лицензию Банка России на осуществление репозитарной деятельности; СРО, объединяющих МФО, КПК, СКПК.

Также Указанием вносятся правки технического характера, вызванные изменениями, внесенными в Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации».

Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов

5. Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.10.2017.

Вступление в силу: 16.10.2017.

Регистрация в Минюсте России: 04.10.2017 № 48424.

Приказом утверждаются Требования к организации системы внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, применяемой организацией.

Система внутреннего контроля организации должна обеспечивать:

1) упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

2) правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов;

3) достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления);

4) соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;

5) мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

В организации в целях обеспечения внутреннего контроля должны быть:

1) профессиональные, этические и поведенческие стандарты (утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника);

2) стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников;

3) разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации.

Обращения граждан

6. Указание Банка России от 11.10.2017 № 4580-У «О порядке организации и проведения личного приема граждан в Общественной приемной Банка России в центральном аппарате Банка России»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 12.10.2017, «Вестник Банка России», № 88, 18.10.2017.

Вступление в силу: 22.11.2017.

Указание подробно описывает весь алгоритм взаимодействия Банка России с гражданами при их личном обращении.

Например, устанавливается возможность предварительной записи по телефону или через сеть «Интернет». Также зафиксирована обязательность аудио- и/или видеопротоколирования и обязанность сотрудника Банка России предупредить о них гражданина.

Банковское дело

7. Приказ Банка России от 19.10.2017 № ОД-3025 «О распределении обязанностей по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России и об отмене приказа Банка России от 08.08.2017 № ОД-2237»

Источник: «Вестник Банка России», № 89, 24.10.2017.

Банк России распределил обязанности по контролю и надзору за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации субъектами страхового дела в Банке России и повышения эффективности осуществления Банком России контроля и надзора в сфере страхового дела с 20 октября 2017 года:

1) Департамент страхового рынка Банка России (Жук И.Н.) осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации (за исключением функций инспекционной деятельности в отношении субъектов страхового дела, контроля за порядком составления и представления отчетности субъектов страхового дела, вопросов, относящихся к компетенции Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, допуска к работе на финансовом рынке субъектов страхового дела, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма) страховыми организациями и страховыми брокерами в соответствии с приложением к приказу, обществами взаимного страхования, а также страховыми организациями и обществами взаимного страхования, расположенными (по адресу местонахождения), в случае изменения адреса местонахождения и вновь создаваемыми (по адресу местонахождения) на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

2) Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва (Янгиров И.И.) осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований страхового законодательства Российской Федерации (за исключением функций инспекционной деятельности в отношении субъектов страхового дела, вопросов, относящихся к компетенции Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, допуска к работе на финансовом рынке субъектов страхового дела, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма) субъектами страхового дела, не указанными в пункте 1.

8. Информация Банка России от 27.10.2017 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 8,25% годовых»

Публикация: «Вестник Банка России», № 92, 31.10.2017.

Совет директоров Банка России, принимая решение по ключевой ставке, исходил из следующего:

«Динамика инфляции. Годовая инфляция остается вблизи 4%. По оценкам на 23 октября 2017 года, она составила 2,7%. Отклонение инфляции вниз от прогноза связано главным образом с временными факторами. В сентябре снижение годовых темпов роста цен на продовольствие было более существенным, чем ожидалось, из-за повышенных объемов предложения сельскохозяйственной продукции. Дополнительное предложение было связано с ростом урожайности и дефицитом складских мощностей для ее длительного хранения. Замедление инфляции было связано также с влиянием курсовой динамики.

Инфляция составит около 3% в конце 2017 года и в дальнейшем по мере исчерпания влияния временных факторов приблизится к 4%.

Инфляционные ожидания остаются повышенными. Снижение инфляционных ожиданий остается неустойчивым и неравномерным.

Денежно-кредитные условия создают предпосылки для формирования инфляции вблизи 4%, не ограничивая экономический рост. Номинальные ставки по банковским операциям продолжают снижаться под влиянием динамики ключевой ставки и ожиданий ее снижения. В реальном выражении ставки остаются в положительной области. Неценовые условия кредитования постепенно смягчаются для наиболее надежных заемщиков, но остаются сдерживающими.

Текущие условия способствуют сохранению стимулов к сбережениям и обеспечивают сбалансированный рост потребления. Постепенное смягчение денежно-кредитной политики наряду с низкой склонностью к риску у банков и заемщиков формирует условия, поддерживающие плавный переход от сберегательной модели к увеличению потребления.

Экономическая активность. По оценкам Банка России, рост ВВП в III квартале продолжился и соответствовал прогнозу. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции, наблюдается положительная динамика в машиностроении, грузоперевозках, производстве потребительских товаров длительного пользования. Восстановление потребления приобретает устойчивость. Потребительский спрос поддерживается ростом реальной заработной платы, чему способствовало замедление инфляции. Безработица находится на уровне, не оказывающем влияния на инфляцию.

Оценка Банком России траектории экономического развития до конца 2017 года и на среднесрочную перспективу не изменилась.

Инфляционные риски. Ряд факторов несет риски отклонения инфляции как вверх, так и вниз от цели. На краткосрочном горизонте таким фактором является изменение продовольственных цен под влиянием динамики объемов предложения сельскохозяйственной продукции. В ближайшие месяцы темп прироста продовольственных цен будет во многом зависеть от качества и сохранности урожая. Среднесрочные риски связаны с динамикой цен на мировых сырьевых и товарных рынках в случае их существенного отклонения вверх или вниз от предпосылок прогноза. Реализация бюджетного правила будет сглаживать влияние внешнеэкономической конъюнктуры на инфляцию и внутренние экономические условия в целом.

Среднесрочные риски превышения инфляцией цели преобладают над рисками устойчивого отклонения инфляции вниз. Основные источники рисков превышения инфляцией цели на среднесрочном горизонте не изменились. Во-первых, усиление структурного дефицита трудовых ресурсов может привести к значимому отставанию темпов роста производительности труда от роста заработной платы. Во-вторых, источником инфляционного давления может стать изменение модели поведения домашних хозяйств, связанное с существенным снижением склонности к сбережению. В-третьих, инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне и подвержены колебаниям под влиянием изменения цен на отдельные группы товаров и услуг и курсовой динамики.

С учетом баланса рисков для инфляции Банк России продолжит переходить от умеренно жесткой к нейтральной денежно-кредитной политике постепенно.

Принимая решение по ключевой ставке, Банк России будет оценивать баланс рисков существенного и устойчивого отклонения инфляции вверх и вниз от цели, а также динамику экономической активности относительно прогноза. Банк России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 15 декабря 2017 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России - 13.30 по московскому времени».

Кредитоспособность

9. «Концепция расчета показателя долговой нагрузки», утвержденная Банком России (вместе с «Порядком расчета величины среднемесячного платежа по кредитам и займам»)

Источник: http://www.cbr.ru/.

Обязательство расчета показателя долговой нагрузки Банк России предлагает распространить на кредитные и микрофинансовые организации по всем типам кредитов (займов): необеспеченные потребительские кредиты (займы), жилищные (в том числе ипотечные жилищные) кредиты и автокредиты.

Кредитор вправе не рассчитывать покахатель долговой нагрузки (ПДН) по кредитам и займам, величина которых составляет менее 7 000 рублей.

ПДН равен отношению ежемесячных платежей заемщика по всем непогашенным кредитам и займам и по вновь выдаваемому кредиту (займу) к среднемесячному доходу за 6 месяцев.

Концепция содержит особенности расчета показателя долговой нагрузки для созаемщиков и при рефинансировании кредита (займа).

Представлена формула расчета величины среднемесячного платежа по потребительскому кредиту (займу) и ипотечному кредиту, а также перечень источников информации, которые могут быть использованы кредитором для расчета величины доходов физического лица.

Акты ненормативного характера

10. Письмо Минкомсвязи России от 18.10.2017 № П11-1-200-24749 «О разъяснении норм федерального законодательства»

Документ является разъяснением.

По вопросу правомерности и необходимости включения в согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом (далее - Согласие на взаимодействие) персональных данных третьих лиц Минкомсвязи отмечает:

«Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон № 230-ФЗ) Согласие на взаимодействие должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащего в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 4 Федерального закона № 230-ФЗ Согласие на взаимодействие должно быть дано исключительно должником.

Кроме того, частью 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных) установлена форма письменного согласия субъекта на обработку его персональных данных. Так, форма согласия предусматривает указание сведений о субъекте, а также о лице, осуществляющем обработку персональных данных по поручению оператора.

Исходя из изложенного сообщаем, что форма письменного согласия на обработку персональных данных субъекта допускает указание сведений о должнике, а также о лице, осуществляющем обработку персональных данных по поручению оператора. Таким образом, включение персональных данных иных лиц в согласие субъекта на обработку персональных данных не предусмотрено.

По вопросу указания в согласии должника на обработку его персональных данных, включенном в Согласие на взаимодействие, перечня персональных данных, которые кредитор вправе передавать третьим лицам, сообщаем следующее.

Согласно статье 3 Закона о персональных данных обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Таким образом, передача персональных данных в контексте Закона о персональных данных является обработкой персональных данных.

Положениями части 5 статьи 5 Закона о персональных данных установлено, что содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки, а также что обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Кроме того, форма согласия на обработку персональных данных установлена частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных. Таким образом, согласие должника на обработку его персональных данных, включение которого предусмотрено в Согласие на взаимодействие, должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, установленным частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных.

В этой связи, сведения, которые должны содержаться в согласии на обработку персональных данных, предусматривают также указание перечня персональных данных должника, на обработку которых должник дает согласие.

Таким образом, согласие должника на обработку его персональных данных, включение которого предусмотрено в Согласие на взаимодействие, должно соответствовать требованиям к форме согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, установленным частью 4 статьи 9 Закона о персональных данных.

По третьему вопросу полагаем возможным отметить следующее.

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ Согласие на взаимодействие предполагает возможность осуществления кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, взаимодействия с третьими лицами, направленного на возврат просроченной задолженности.

В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ должник в любое время вправе отозвать Согласие на взаимодействие способами, предусмотренными указанным положением.

Таким образом, отзыв Согласия на взаимодействие предполагает прекращение направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с третьими лицами.

Считаем необходимым отметить, что положениями Федерального закона N 230-ФЗ не предусмотрено в рамках взаимодействия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах с третьими лицами, осуществление сбора персональных данных третьих лиц.

Таким образом, правовые основания для осуществления сбора персональных данных третьих лиц применительно к части 1 статьи 6 Закона о персональных данных отсутствуют.

Дополнительно сообщаем, в случае отзыва должником Согласия на взаимодействие кредитор вправе продолжить обработку персональных данных должника для исполнения договора, стороной которого является должник, в соответствии с пунктами 5, 7 части 1 статьи 6 Закона о персональных данных».

Рекомендации Банка России

11. Информационное письмо Банка России от 23.10.2017 № ИН-01-59/50 «О рекомендациях по обеспечению доступности услуг некредитных финансовых организаций для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 27.10.2017, «Вестник Банка России», № 92, 31.10.2017.

Информация носит рекомендательный характер.

Банк России рекомендует некредитным финансовым организациям.

1) При дистанционном обслуживании лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения адаптировать программы, предоставляемые некредитной финансовой организацией для дистанционного взаимодействия, и официальные сайты некредитных финансовых организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для удобства использования лицами с нарушениями зрения и слуха. При заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги с лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения, подготовке ответов на их обращения использовать версии ответа в виде документа в формате Word для слабовидящих. При заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги предусмотреть возможность выезда работника некредитной финансовой организации по адресу места жительства лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения или места, определенного указанными лицами в качестве наиболее удобного для обслуживания.

2) При обслуживании лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения в офисах некредитных финансовых организаций:

оборудовать офисы некредитных финансовых организаций средствами для облегчения доступа (пандусами при нахождении офиса в отдельно стоящих зданиях/сооружениях, антискользящими покрытиями, поручнями лестничных пролетов, кнопками вызова персонала некредитной финансовой организации для сопровождения указанных лиц);

назначить лицо из числа руководителей подразделения некредитной финансовой организации, ответственное за реализацию мер по повышению доступности услуг некредитных финансовых организаций лицам с инвалидностью, маломобильным группам населения и пожилому населению;

обеспечить наличие контрастных маркировок, тактильных наземных указателей, звуковой информации в залах обслуживания, специальных панелей для получения талона электронной очереди, звуковых пультов у входа в офис (позволяет информировать о посещении офиса человеком, нуждающимся в поддержке) для лиц с нарушением зрения, маломобильных граждан;

с целью обслуживания лиц с нарушением слуха обеспечить наличие устройств, усиливающих звук, а также коммуникационных устройств, позволяющих вводить информацию с использованием клавиатуры для общения со специалистами некредитной финансовой организации;

обеспечить доступность информации об услугах, образцах заявлений и иной информации для ознакомления, в том числе при необходимости, за счет полного и точного доведения содержания документов работниками некредитной финансовой организации;

обеспечить для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения при необходимости возможность подписи документов при помощи факсимиле, электронной подписи или доверенным лицом;

обеспечить для лиц с инвалидностью, маломобильных групп населения и пожилого населения допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика при заключении (изменении) договоров об оказании финансовой услуги в офисе некредитной финансовой организации в случае, если лицо с инвалидностью посещает офис финансовой организации в сопровождении сурдопереводчика или тифлосурдопереводчика;

информировать об адаптации офисов под потребности ЛСИ и МГН, например, путем размещения специальных логотипов при входе в офис, в информационных буклетах, а также размещать информацию об офисах, адаптированных для обслуживания лиц с ограничениями, на официальных сайтах организаций.

3) При проведении работы по повышению квалификации работников некредитной финансовой организации:

В программу обучения работников, обслуживающих клиентов некредитной финансовой организации - физических лиц, включать темы, предусматривающие изучение приемов общения с лицами с инвалидностью, маломобильными группами населения и пожилым населением, а также правила оказания помощи при преодолении ими барьеров, мешающих получению услуг наравне с другими лицами, в том числе правила работы с сопровождающими указанных граждан лицами.

В программу обучения кассиров, осуществляющих кассовые операции с инвалидами по зрению, и работников, присутствующих при проведении указанных операций, включать темы, предполагающие изучение законодательства Российской Федерации в части регулирования использования инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения собственноручной подписи при осуществлении кассовых операций.

4) Разработать внутренние регламенты (правила, положения) обеспечения доступности для ЛСИ и МГН объектов и услуг некредитной финансовой организации, адаптации каналов обслуживания, продуктов и сервисов.





    © 2008–2017, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
    Сайт http://www.rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
    Email редакции: info@rusmicrofinance.ru