Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

19.04.2024, пятница, 12:47

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за ноябрь 2017 года

20 декабря 2017 1016
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за ноябрь 2017 года

Регулятор

1. Информация Банка России от 10.11.2017 «О начале использования прямого обмена документами в электронном виде при проведении Банком России депозитных операций»

Публикация: «Вестник Банка России», № 95, 15.11.2017.

Банк России с 13 ноября 2017 года начнет осуществлять прямой обмен документами в электронном виде при проведении депозитных операций с кредитными организациями. Это решение нацелено на повышение технологичности проведения депозитных операций Банка России, а также обеспечение удобства использования кредитными организациями данного инструмента.

Прямой обмен документами в электронном виде будет использоваться в дополнение к действующим способам обмена документами.

Прием заявок кредитных организаций на размещение депозитов в Банке России по фиксированным процентным ставкам в рамках прямого обмена документами в электронном виде будет осуществляться по рабочим дням:

с понедельника по четверг - с 11:00 до 17:00 по московскому времени;

в пятницу и предпраздничные дни - с 11:00 до 16:00 по московскому времени.

Прием заявок кредитных организаций на участие в депозитных аукционах Банка России в рамках прямого обмена документами в электронном виде будет осуществляться по рабочим дням:

при проведении Банком России депозитных операций «тонкой настройки» на аукционной основе на срок от 1 до 6 дней - с 10:00 до 12:00 по московскому времени в день проведения депозитного аукциона;

при проведении Банком России депозитного аукциона на срок «1 неделя» - с 11:00 до 12:00 по московскому времени в день проведения депозитного аукциона.

Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов

2. Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, «Российская газета», № 259, 16.11.2017.

Вступление в силу: 25.11.2017.

Регистрация в Минюсте России: 13.11.2017 № 48845.

На 2018 год устанавливается:

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ, равный 1,686;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, равный 1,481;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ, равный 1,868;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ, равный 1,481;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, равный 1,481;

коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 33 «Торговый сбор» НК РФ, равный 1,285.

3. Указание Банка России от 25.09.2017 № 4541-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 27.11.2017, «Вестник Банка России», № 102, 01.12.2017.

Вступление в силу: 01.01.2018.

Регистрация в Минюсте России: 13.11.2017 № 48865.

Указанием № 4541-У вносятся изменения в порядок предоставления бухгалтерской отчетности, а также Указание дополняет «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Приложением № 4 «Символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для микрофинансовых компаний, кредитных потребительских кооперативов, кредитных потребительских кооперативов второго уровня, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов последующего уровня, жилищных накопительных кооперативов».

Банковское дело

4. Указание Банка России от 11.08.2017 № 4487-У «О внесении изменений Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 03.11.2017, «Вестник Банка России», № 94, 09.11.2017.

Вступление в силу: 14.11.2017.

Регистрация в Минюсте России: 31.10.2017 № 48750.

Банк России данным указанием корректирует порядок выдачи универсальных, базовых лицензий банкам, а также лицензий небанковским кредитным организациям.

Указание №4487-У содержит подробный порядок государственной регистрации изменений, вносимых в устав микрофинансовой компании в связи с получением ею статуса банка с базовой лицензией (небанковской кредитной организации).

В соответствии с Указание №4487-У, банку с универсальной лицензией, созданному путем учреждения, выдается соответствующая видам осуществляемых операций универсальная лицензия (например, универсальная лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях, без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов); банку с базовой лицензией, созданному путем учреждения, выдается соответствующая видам осуществляемых операций базовая лицензия (в частности, базовая лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов); небанковской кредитной организации, созданной путем учреждения, в зависимости от ее вида выдаются лицензии на осуществление соответствующих операций.

5. Указание Банка России от 13.11.2017 № 4604-У «Об обязательных резервных требованиях»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 13.11.2017, «Вестник Банка России», № 95, 15.11.2017.

Вступление в силу: 01.12.2017.

С 1 декабря 2017 года устанавливаются в следующем размере…

1). Для банков с универсальной лицензией.

1.1). Нормативы обязательных резервов:

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте - 7,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте - 7,00 процента.

1.2). Коэффициент усреднения обязательных резервов, применяемый для расчета усредненной величины обязательных резервов, - 0,8.

2). Для банков с базовой лицензией.

2.1). Нормативы обязательных резервов:

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте - 7,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 1,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 1,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации - 1,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте - 7,00 процента.

2.2). Коэффициент усреднения обязательных резервов, применяемый для расчета усредненной величины обязательных резервов, - 0,8.

3). Для небанковских кредитных организаций.

3.1). Нормативы обязательных резервов:

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по долгосрочным обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами в иностранной валюте - 7,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по иным обязательствам кредитных организаций (за исключением долгосрочных) в иностранной валюте - 7,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации - 5,00 процента;

по долгосрочным иным обязательствам кредитных организаций в иностранной валюте - 7,00 процента.

3.2). Коэффициент усреднения обязательных резервов, применяемый для расчета усредненной величины обязательных резервов, - 1,0.

Проекты

6. Проект Федерального закона № 237568-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект об ограничении процентов по займам сроком до одного года полуторной суммой размера займа (причем о запрете должно быть сообщено на первой странице договора займа).

Изменена дефиниция "профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов" - исключено указание на систематичность привлечения денежных средств и на неоднократность (не менее 4 раз за 1 год) осуществления данной деятельности.

Также проект ограничивает возможность уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) - уступка допустима только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту. Пока уступка возможна в пользу любого третьего лица.

Требования кредитора по потребительскому кредиту (займу) не подлежат судебной защите в случае, если потребительский кредит (заем) был предоставлен не профессиональным кредитором, а на момент уступки прав (требований) по договору потребительского кредита (займа) кредитор не являлся лицом, осуществляющим профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированным финансовым обществом или финансовым агентом.

Цена иска профессионального кредитора в части суммы начисленных процентов по договору потребительского кредита (займа) сроком до одного года, неустоек (штрафов, пеней) и иных платежей, не входящих в подлежащую возврату сумму потребительского кредита (займа), ограничивается полуторным размером суммы предоставленного потребительского кредита (займа).

7. Проект Положения «О порядке и критериях оценки финансового положения, требованиях к финансовому положению и основаниях для признания финансового положения неудовлетворительным учредителей (участников) кредитной организации, лиц, совершающих сделку, направленную на приобретение и (или) на установление контроля в отношении акционеров (участников) финансовой организации, лиц, осуществляющих контроль в отношении лиц, совершающих сделку, направленную на приобретение акций (долей) финансовой организации, юридических лиц, владеющих акциями (долями) финансовой организации, юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении акционеров (участников), владеющих акциями (долями) финансовой организации, лица, имеющего право прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) корпоративным договором, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании, микрофинансовой компании, распоряжаться более 10 процентами акций (долей), составляющих уставный капитал указанных организаций (компаний)»

По состоянию на 13.11.2017.

Подготовлен Банком России в целях реализации Федерального закона от 29.07.2017 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования обязательных требований к учредителям (участникам), органам управления и должностным лицам финансовых организаций».

Проект содержит порядок и критерии оценки финансового положения, а также требования к финансовому положению физического или юридического лица - учредителя (участника) кредитной организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении учредителя создаваемой путем учреждения кредитной организации, приобретающего более 10 процентов акций (долей) кредитной организации.

Также в проекте перечислены основания для признания финансового положения указанных лиц неудовлетворительным; приводится перечень документов для оценки финансового положения физических или юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации, физических или юридических лиц, осуществляющих контроль в отношении учредителей (участников) кредитной организации; зафиксорован порядок запроса и получения информации о финансовом положении указанных лиц.

В проекте Положения есть требования к финансовому положению, порядок оценки финансового положения, в том числе перечень необходимых для проведения оценки документов, требования к их оформлению и основания для признания финансового положения неудовлетворительным, в частности, лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) страховой организации, и (или) сделку (сделки), направленную на установление контроля в отношении акционеров (участников), владеющих более 10 процентами акций (долей) страховой организации; порядок запроса и получения информации о финансовом положении, в том числе физического или юридического лица, совершающего сделку (сделки), направленную на приобретение более 10 процентов акций (долей) некредитной финансовой организации, а также физического или юридического лица, осуществляющего контроль в отношении указанного юридического лица.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.