Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

16.04.2024, вторник, 20:14

Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за декабрь 2017 года

17 января 2018 1299
Обзор правовой информации в сфере микрофинансовой деятельности от экспертов НАУМИР, РМЦ за декабрь 2017 года

Внимание! Мошенники!

1. Информационное сообщение Банка России «О защите прав инвесторов от недобросовестных действий, связанных с предложением финансовых услуг в сети Интернет»

Источник: http://www.cbr.ru/ 20.12.2017.

Банк России отмечает, что в последнее время участились случаи размещения в сети Интернет предложений по осуществлению инвестиций на финансовом рынке на сайтах, имитирующих официальные сайты некредитных финансовых организаций, а также на сайтах организаций, предлагающих финансовые услуги в сфере лицензируемых видов деятельности, но не имеющих соответствующей лицензии регулятора.

Банк России предупреждает потребителей финансовых услуг, что осуществление каких-либо действий на указанных сайтах может привести к существенным финансовым рискам, включая потерю денежных средств, и призывает проявлять осмотрительность при совершении инвестиций в сети Интернет. При этом сайты, имитирующие официальные сайты некредитных финансовых организаций, создают у посетителей ложное впечатление, что представленная информация касается деятельности соответствующих лицензируемых организаций. В то же время данные сайты принадлежат организациям, смысл деятельности которых заключается в получении незаконного дохода.

Банк России обращает также Ваше внимание на то, что компании, не имеющие лицензии Банка России, не являются поднадзорными регулятору. Соответственно, решение вопросов, связанных с нарушением прав их клиентов, не относится к компетенции Банка России. Кроме того, заключение договоров с компаниями, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, несет риск невозможности защиты прав и законных интересов их клиентов на территории Российской Федерации, поскольку национальное законодательство не имеет экстерриториального принципа и регулирует исключительно деятельность юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации.

Банк России рекомендует гражданам в случае поступления предложения о предоставлении финансовых услуг проверять наличие у соответствующей организации лицензии Банка России. Проверить информацию можно на сайте Банка России в разделе "Финансовые рынки", рубрика "Справочник участников финансового рынка", а также по спискам профессиональных участников рынка ценных бумаг ("Финансовые рынки" - "Надзор за участниками финансового рынка" - "Рынок ценных бумаг и товарный рынок").

Банк России в целях защиты прав инвесторов и снижения рисков убытков, связанных с недобросовестными действиями в сети Интернет неподнадзорных Банку России компаний, будет принимать меры по прекращению деятельности сайтов, имитирующих официальные сайты некредитных финансовых организаций, а также сайтов организаций, предлагающих финансовые услуги в сфере лицензируемых видов деятельности, но не имеющих соответствующей лицензии регулятора.

Гражданское законодательство

2. Федеральный закон от 05.12.2017 N 378-ФЗ «О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, «Российская газета», № 279, 08.12.2017, «Собрание законодательства РФ», 11.12.2017, № 50 (Часть III), ст. 7549.

Вступление в силу: 24.06.2018.

Особенности кредитного договора (договора займа), которые заключены с физлицом в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и обязательства которого обеспечены ипотекой, теперь прописаны в Федеральном законе от 21 декабря 2013 года № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Дополнения, внесенные новым законом:

  • требования о размещении информации о полной стоимости кредита (займа);
  • в расчет полной стоимости, помимо предусмотренных законом платежей, включена сумма страховой премии по договору страхования предмета залога;
  • положения, направленные на повышение информированности заемщиков об условиях заключаемых договоров
  • введен запрет на взимание кредитором вознаграждения за услуги, оказывая которые он действует исключительно в своих интересах;
  • ограничен размер неустойки (штрафа, пени) - не может превышать:

1) размер ключевой ставки Банка России на день заключения соответствующего договора в случае, если по условиям договора начисляются проценты за соответствующий период нарушения исполнения обязательств;

2) или 0,06 % от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения исполнения обязательств в случае, если проценты за пользование кредитом (займом) за соответствующий период нарушения обязательств не начисляются.

3. Федеральный закон от 20.12.2017 № 397-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 3 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, «Российская газета», № 291, 22.12.2017, «Собрание законодательства РФ», 25.12.2017, № 52 (Часть I), ст. 7920.

Вступление в силу: 21.12.2018.

Деятельность по инвестиционному консультированию получила легальное определение – такой деятельностью «признается оказание консультационных услуг в отношении ценных бумаг, сделок с ними и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, путем предоставления индивидуальных инвестиционных рекомендаций».

Закон не признает деятельностью по инвестиционному консультированию предоставление профессиональным участником рынка ценных бумаг, УК инвестиционного фонда, ПИФа и НПФа, кредитной организацией, негосударственным пенсионным фондом, страховой организацией, страховым брокером информации о своих услугах и (или) выпущенных (эмитированных) ими финансовых инструментах при условии, что предоставляемая информация не содержит индивидуальной инвестиционной рекомендации.

Инвестиционное консультирование осуществляется на основании «договора об инвестиционном консультировании».

Инвестиционный советник - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по инвестиционному консультированию.

Статус инвестиционного советника может получить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся членами СРО в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и включенные в единый реестр инвестиционных советников.

Слова «инвестиционный советник», производные от них слова и сочетания с ними в фирменном наименовании могут использоваться только инвестиционными советниками.

Порядок ведения единого реестра инвестиционных советников устанавливает Банк России, ведет указанный реестр, предоставляет заинтересованным лицам сведения, содержащиеся в указанном реестре, размещает эти сведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Порядок, сроки принятия указанного решения и форма заявления о внесении сведений о лице в единый реестр инвестиционных советников устанавливаются нормативным актом Банка России.

Мегарегулятор

4. «Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные потребительские кооперативы»

Утверждено Банком России: 14.12.2017.

Источник: http://www.cbr.ru/ по состоянию на 19.12.2017.

Вступление в силу: 01.01.2018 (за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 01.01.2019).

Данный Базовый стандарт принят в целях:

1) обеспечения соблюдения прав и законных интересов получателей финансовых услуг, оказываемых кредитными кооперативами;

2) предупреждения недобросовестных практик взаимодействия кредитных кооперативов с получателями финансовых услуг;

3) обеспечения информационной открытости рынка кредитной кооперации в Российской Федерации, а также повышения уровня финансовой грамотности и информированности получателей финансовых услуг о деятельности кредитных кооперативов;

4) повышения качества финансовых услуг, оказываемых кредитными кооперативами, а также создания условий для эффективного осуществления саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка контроля за деятельностью кредитных кооперативов.

В Базовом стандарте содержатся:

порядок предоставления информации получателю финансовой услуги (минимальный объем информации, предоставляемой получателю финансовой услуги; принципы предоставления информации получателям финансовых услуг; порядок и сроки предоставления по требованию получателя финансовых услуг документов (их копий), связанных с заключением и исполнением договора займа и договора передачи личных сбережений);

принципы предоставления информации рекламного характера о деятельности кредитного кооператива;

правила взаимодействия кредитного кооператива с получателями финансовых услуг;

способы взаимодействия кредитного кооператива с получателем финансовой услуги;

минимальные стандарты обслуживания получателей финансовых услуг, касающиеся доступности, технического и материального обеспечения обособленных подразделений кредитных кооперативов;

требования к работникам кредитного кооператива, осуществляющим непосредственное взаимодействие с получателями финансовых услуг, а также порядку проверки соответствия данных работников требованиям;

осуществление саморегулируемой организацией контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований Стандарта;

порядок осуществления саморегулируемой организацией контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований Стандарта.

5. Информация Банка России от 15.12.2017 «Банк России принял решение снизить ключевую ставку на 50 б.п., до 7,75% годовых»

Публикация: «Вестник Банка России», № 111, 20.12.2017.

Совет директоров Банка России 15 декабря 2017 года принял решение снизить ключевую ставку с 8,25 до 7,75% годовых. Инфляция находится на уровне 2,5% и будет постепенно приближаться к 4% к концу 2018 года.

6. Информация Банка России от 15.12.2017 «О процентных ставках по специализированным инструментам рефинансирования Банка России»

Публикация: «Вестник Банка России», № 111, 20.12.2017.

В свете снижения ключевой ставки, Банк России принял решение снизить также ставки по некоторым другим инструментам.

Процентные ставки по следующим инструментам:

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам на финансирование инвестиционных проектов;
  • кредитам, обеспеченным залогом облигаций, размещенных в целях финансирования инвестиционных проектов и включенных в Ломбардный список Банка России;
  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитам, предоставленным лизинговым компаниям, -

снижены до уровня 6,75% годовых.

Процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным закладными, выданными в рамках программы «Военная ипотека», снижена до уровня 7,75% годовых.

Процентные ставки по следующим инструментам:

  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, заключенным АО «МСП Банк» с кредитными организациями или микрофинансовыми организациями, имеющими целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • кредитам, обеспеченным поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»;
  • кредитам, обеспеченным залогом прав требования по кредитным договорам, обеспеченным договорами страхования ОАО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (ОАО «ЭКСАР»), -

сохранены на уровне 6,50% годовых.

7. Указание Банка России от 19.12.2017 № 4653-У «О порядке функционирования сервиса «Телефон доверия» Банка России для приема обращений граждан и юридических лиц по вопросам противодействия коррупции»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 22.12.2017, «Вестник Банка России», № 118, 27.12.2017

Вступление в силу: 02.01.2018.

Банк России запускает сервис «Телефон доверия», где принимаются обращения, содержащие информацию о фактах:

коррупционных проявлений в действиях служащих Банка России;

конфликта интересов в служебной деятельности служащих Банка России;

несоблюдения служащими Банка России запретов, ограничений и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России в целях противодействия коррупции.

Сервис «Телефон доверия» будет функционировать круглосуточно с понедельника по воскресенье в автоматическом режиме с использованием аппаратно-программного комплекса, предназначенного для воспроизведения обращений, содержащих информацию для лиц, воспользовавшихся им, и оснащенного системой аудиозаписи поступающих обращений (функция "автоответчик"), их регистрации и архивирования.

Время приема одного обращения в режиме работы автоответчика составляет 5 минут.

Файлы с аудиозаписями обращений, поступившими через сервис «Телефон доверия», будут храниться один год, после чего подлежат уничтожению.

Прием обращений через сервис «Телефон доверия» будет осуществляться после размещения на официальном сайте Банка России информации о вводе его в эксплуатацию.

Административное законодательство

8. Приказ ФССП России от 13.06.2017 № 299 «Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и порядка ведения указанного перечня»

В перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включены:

Наименование и реквизиты акта

Сведения об утверждении

Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования

1

Федеральный закон от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

 

юридические лица, осуществляющие деятельность по возврату просроченной задолженности

2

Административный регламент исполнения Федеральной службой судебных приставов государственной функции по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

приказ Минюста России

от 30.12.2016 № 332

юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

3

Об утверждении Порядка и сроков направления уведомления лицом, получившим право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

приказ ФССП России от 28.12.2016 № 824

юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

4

Об утверждении требований к оборудованию и программному обеспечению юридического лица, включенного в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

приказ ФССП России от 28.12.2016 № 825

юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

5

Об утверждении формы отчета о деятельности по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, а также сроков и периодичности их представления

приказ ФССП России от 28.12.2016 № 826

юридические лица, включенные в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности

Саморегулирование

9. Федеральный закон от 28.12.2017 № 426-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2017, «Российская газета» (специальный выпуск), № 297с, 31.12.2017.

Вступление в силу: 31.12.2017.

Данный закон вносит изменения Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» - увеличивается переходный период для приобретения статуса СРО КПК с двух лет до четырех.

Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов

10. Федеральный закон от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2017, «Российская газета», № 279, 08.12.2017 (опубликован без приложений), «Собрание законодательства РФ», 11.12.2017, № 50 (Часть I), ст. 7533 (Закон, прил. 1 - 8, 10, 13 (начало)), «Собрание законодательства РФ», 11.12.2017, № 50 (Часть II), ст. 7533 (прил. 13 (продолжение), 15, 18, 21, 23 (начало)), «Собрание законодательства РФ», 11.12.2017, № 50 (Часть III), ст. 7533 (прил. 23 (продолжение), 26, 27, 31 - 33, 35 - 40).

Вступление в силу: 01.01.2018.

Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 97 462,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,0 процента (декабрь 2018 года к декабрю 2017 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 15 257 805 147,7 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 527 572 503,7 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 16 529 198 751,4 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года в сумме 10 501 815 935,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2019 года в сумме 71,6 млрд. долларов США, или 59,7 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета в сумме 1 271 393 603,7 тыс. рублей.

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год и на 2020 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 103 228,0 млрд. рублей и 110 237,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 4,0 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года) и 4,0 процента (декабрь 2020 года к декабрю 2019 года):

1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 15 554 600 080,3 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 16 285 418 472,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 16 373 747 072,8 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 17 155 263 149,4 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 428 881 578,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года в сумме 11 416 142 190,5 тыс. рублей и на 1 января 2021 года в сумме 12 701 232 975,5 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года в сумме 73,2 млрд. долларов США, или 61,0 млрд. евро, и на 1 января 2021 года в сумме 71,9 млрд. долларов США, или 59,9 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета на 2019 год в сумме 819 146 992,5 тыс. рублей и на 2020 год в сумме 869 844 677,4 тыс. рублей.

Учет и статистика

11. Указание Банка России от 25.09.2017 № 4541-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций»

Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 27.11.2017, «Вестник Банка России», № 102, 01.12.2017.

Вступление в силу: 01.01.2018.

Регистрация в Минюсте России: 13.11.2017 № 48865.

Данное Указание дополняет Положение Банка России от 2 сентября 2015 года № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» Приложением № 4, в котором содержатся символы доходов и расходов отчета о финансовых результатах для МФК, КПК, КПК второго уровня, СКПК последующего уровня и ЖНК.

Проекты

12. Проект Федерального закона № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

Проект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст, актуальный на 05.12.2017.

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Zakonoproekty/item/15193341/

Проект разработан в целях повышения результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также снижения избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.

В случае принятия закон будет регулировать отношения, возникающие между гражданами и организациями, осуществляющими деятельность, в отношении которой установлены обязательные требования, и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, публично-правовыми компаниями и государственными корпорациями, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, иными органами и организациями.

В указанном проекте содержатся следующие положения:

1) иерархия нормативных правовых актов, регулирующих проведение контроля (надзора);

2) определение обязательных требований, соблюдение которых является предметом контроля (надзора);

3) отдельное регулирование для каждого мероприятия (проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);

4) перечни видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, требования к процедуре введения новых видов контроля (надзора);

5) о единых подходах к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля (надзора);

6) о правах граждан и организаций, их представителей при проведении проверок, а также порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

7) принципы организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий;

8) предусматривается обязательность принятия положения о каждом виде контроля (надзора) и запрет на проведение проверок при отсутствии такого положения;

9) о системе управления рисками при проведении контрольно-надзорных мероприятий;

10) обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, порядок их доступа к производственным объектам для проведения проверок, ограничения, которые должны соблюдаться при их проведении;

11) и др.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.