|
Мегарегулятор
1. Информационное письмо Банка России от 27.12.2017 № ИН-014-12/64 «О вопросах применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ»
Источник: «Вестник Банка России», № 3, 17.01.2018.
Риск-ориентированный подход в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) является основой Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Согласно Рекомендации 1 ФАТФ финансовые учреждения обязаны определять, оценивать и принимать меры по снижению собственных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (далее - ОД/ФТ).
Риск-ориентированный подход позволяет гибко применять меры ПОД/ФТ, с тем чтобы более эффективно распределять имеющиеся ресурсы и направлять усилия на предупредительные меры в областях высокого риска ОД/ФТ.
Тематика применения риск-ориентированного подхода в сфере ПОД/ФТ получила свое развитие в ряде документов, принятых международными органами и объединениями, специализирующимися на вопросах ПОД/ФТ. В частности, ФАТФ были приняты следующие документы:
Переводы указанных документов размещены на официальном сайте Международного учебно-методического центра финансового мониторинга (МУМЦФМ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на официальном сайте Банка России в разделе «Противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма».
В сентябре 2015 года Вольфсбергской группой1 был подготовлен документ «Актуальные вопросы оценки рисков отмывания денег, применения санкций, взяточничества и коррупции» («The Wolfsberg Frequently Asked Questions on Risk Assessments for Money Laundering, Sanctions and Bribery & Corruption»).
Указанный документ представляет практический интерес для кредитных организаций, поскольку содержит рекомендации по организации системы оценки рисков ОД/ФТ, рисков применения целевых финансовых санкций и рисков подкупа должностных лиц финансовых учреждений, необходимой для предотвращения вовлечения финансовых организаций в незаконную деятельность, связанную с ОД/ФТ, коррупцией. В нем также приведены примеры проведения оценки рисков, присвоения рейтингов по типу клиентов, видам финансовых услуг и другим критериям, применения весовых коэффициентов выявленных рисков.
С документами Вольфсбергской гуппы на английском языке можно ознакомиться на официальном сайте Группы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по ссылкам:
- http://www.wolfsberg-principles.com/pdf/faq/Wolfsberg-Risk-Assessment-FAQs-2015.pdf;
- http://www.wolfsberg-principles.com/pdf/home/Wolfsberg-Group-AВC-Guidance-June-2017.pdf.
С неофициальным переводом указанного документа Вольфсбергской группы для использования при организации работы по управлению рисками ОД/ФТ можно ознакомиться в «Вестнике Банка России», № 3, 17.01.2018.
2. Указание Банка России от 03.11.2017 № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета»
Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 15.01.2018, «Вестник Банка России», № 5, 24.01.2018.
Вступление в силу: 26.01.2018.
Регистрация в Минюсте России: 11.01.2018 № 49605. Текст был изменен при его регистрации в Минюсте России.
Указанием №4600-У обновляется порядок обмена Банком России информацией в электронном виде с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, эмитентами ценных бумаг, соискателями лицензий и свидетельств, выдаваемых Банком России, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка, саморегулируемыми организациями актуариев, респондентами, представляющими первичные статистические данные, а также с иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при осуществлении защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, посредством использования информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (через сайт Банка России), в том числе путем предоставления этим лицам доступа к личному кабинету.
Указание содержит:
3. Указание Банка России от 16.11.2017 № 4612-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 24 сентября 2015 года № 3805-У «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов»
Публикация: Официальный сайт Банка России http://www.cbr.ru/, 24.01.2018, «Вестник Банка России», № 8, 31.01.2018.
Вступление в силу: 23.01.2018.
Регистрация в Минюсте России: 23.01.2018 № 49722.
Настоящее Указание приводит в соответствие Указание Банка России от 24 сентября 2015 года № 3805-У с Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части изменения наименования «кредитная организация с генеральной лицензией Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций» на «банк с универсальной лицензией».
Также Указанием №4612-У увеличивается объем требований к размещению средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов второго уровня:
«В качестве займов кредитным кооперативам второго уровня на срок, не превышающий 90 дней, с возможностью продления заключенных договоров займов не более чем на 90 дней неограниченное количество раз в следующих суммах:
Размещение средств резервного фонда кредитного кооператива не должно сопровождаться предоставлением кредитному кооперативу, размещающему средства резервного фонда, займа кредитным кооперативом второго уровня за счет средств резервных фондов, поступивших от его членов в течение всего срока размещения».
4. «Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива»
Утвержден Банком России, Протокол № КФНП-44 от 14.12.2017.
Вступление в силу: 21.01.2018 (за исключением отдельных положений).
Банк России утвердил Базовый стандарт корпоративного управления кредитного потребительского кооператива, который обязателен к применению всеми КПК, вне зависимости от членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.
Базовый стандарт содержит положения, определяющие принципы корпоративного управления КПК, механизмы реализации этих принципов, принципы членства в КПК, на основании которых могут создаваться и осуществлять деятельность КПК, положения, устанавливающие правила и процедуры принятия решений органами управления КПК, положения, устанавливающие требования к корпоративным процедурам, в том числе к порядку проведения общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) в форме собрания уполномоченных, к порядку избрания органов управления, порядку подготовки и проведения собраний (заседаний) органов управления.
Финансы, налогообложение и уплата страховых взносов
5. Информация Роспотребнадзора «О введении в обращение банкнот Банка России образца 2017 года номиналом 200 и 2000 рублей»
Текст опубликован на сайте http://www.rospotrebnadzor.ru/, текст по состоянию на 17.01.2018.
С 12 октября 2017 года Банком России в обращение введены банкноты номиналом 200 и 2000 рублей.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, а согласно статье 30 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банкноты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, новые банкноты подлежат безусловному приему в счет оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении наличных расчетов с участием потребителей.
Между тем, в средствах массовой информации периодически сообщается о случаях отказа потребителям со стороны хозяйствующих субъектов под различными надуманными предлогами в приеме банкнот нового образца.
В этой связи Роспотребнадзор обращает внимание на нижеследующее.
Согласно положениям пункта 1 статьи 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. При этом подразумевается, что выбор банкнот Банка России (также как и монет Банка России) из числа находящихся в официальном обращении для осуществления наличных расчетов принадлежит потребителю.
Это означает, что любой отказ продавца (исполнителя) в приеме новых обладающих всеми установленными признаками платежеспособности банкнот Банка России номиналом 200 и/или 2000 рублей в счет оплаты тех или иных товаров (услуг) должен рассматриваться как противоправное действие, ущемляющее права потребителей и необоснованно воспрепятствующее заключению договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Соответственно такого рода факты в зависимости от сопутствующих им конкретных обстоятельств могут иметь признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей») или частью 4 этой же статьи («неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг)») с наложением на виновных лиц административного штрафа, максимальный размер которого для юридических лиц может составлять до пятидесяти тысяч рублей.
В связи с вышеизложенным Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 18 по 25 января т.г. открывает Всероссийскую горячую линию по приему купюр нового образца. Специалисты Роспотребнадзора и эксперты центров по консультированию потребителей проконсультируют граждан по обращению купюр 2000 и 200 рублей, приему ветхих купюр, отказу в оплате мелкими монетами и банковской картой.
Информация о режиме работы и контактные телефоны «горячих линий» размещены на сайтах территориальных управлений Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
Законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности
6. Приказ Минфина России от 30.10.2017 № 165н «Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, внесения исправлений в сведения, включенные в записи Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 февраля 2015 г. № 25н»
Публикация: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.01.2018.
Вступление в силу: 01.03.2018.
Регистрация в Минюсте России: 16.01.2018 № 49645.
Утвержден новый порядок ведения ЕГРЮЛ и ЕГРИП, он содержит:
Новый порядок устанавливает приоритет тех сведений, которые содержатся в документах, являвшихся основаниями для внесения записи в соответствующий реестр перед сведениями, включенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на электронных носителях.
В связи с изменением порядка получения органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами МСУ и судами сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, новый порядок не содержит правил предоставления содержащихся в указанных реестрах сведений и документов и формы запроса о предоставлении соответствующих сведений.
Приказ Минфина России от 18.02.2015 № 25н признается утратившим силу.
7. Информация ФНС России «Об упрощении порядка регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Текст опубликован на сайте https://www.nalog.ru, текст по состоянию на 16.01.2018.
В апреле и октябре 2018 года ожидается ряд изменений в порядке регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Соответствующие поправки введены Федеральным законом от 30 октября 2017 года № 312-ФЗ.
С 29 апреля налоговики и МФЦ должны перейти на электронное взаимодействие при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без дублирования документов на бумаге. Это ускорит получение заявителем результатов регистрации, так как не будет зависеть от того, как быстро МФЦ доставит документы в налоговый орган, а затем получит ответ. Таким образом, предполагается, что обратившись в МФЦ с заявлением о госрегистрации, заявитель получит ответ за то же время, что и при обращении в налоговый орган (три рабочих дня при первичной регистрации).
Также с 29 апреля 2018 года при непосредственном обращении в налоговый орган ответ по госрегистрации можно получить по электронной почте, а не на бумаге как сейчас. Таким образом, налогоплательщик может сэкономить время на повторном посещении налоговой инспекции.
Кроме того, с 1 октября при повторной подаче документов на госрегистрацию из-за неполного комплекта документов или ошибок в оформлении госпошлину платить не придется.
Также изменения коснутся информирования о предстоящей регистрации. Сейчас, чтобы отслеживать, представлены ли в налоговый орган документы для регистрации в отношении какого-либо юридического лица или предпринимателя, необходимо каждый раз обращаться к сайту ФНС России и вводить реквизиты. С 1 октября 2018 года с помощью сайта появится возможность оформлять подписку и получать такую информацию в виде сообщений на электронную почту. Новая возможность позволит заинтересованным лицам своевременно направить в налоговый орган возражения относительно предстоящего внесения данных в Единый государственный реестр юридических лиц.
Проекты
8. Проект Федерального закона № 364312-7 «О внесении изменения в статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации»
Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 16.01.2018.
Статью 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) предлагается дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«Кредитор обязан предоставить заемщику-гражданину в целях погашения займа, предоставленного под проценты для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, выбрать вид ежемесячного платежа: аннуитетный либо дифференцированный».
Иными словами, заемщику-гражданину предлагается предоставить право самостоятельного выбора между двумя видами платежей – аннуитетным (всегда один и тот же размер платежа) и дифференцированным (размер платежа со временем уменьшается, минус заключается в том, что поначалу размер платежа велик).
9. Проект Федерального закона № 371833-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 24.01.2018.
Проект внесен Минэкономразвития.
Предлагается:
10. Законопроект № 375242-7 О внесении изменений в статью 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
Редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 29.01.2018.
Источник: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=375242-7
Проект предполагает внесение в статью 28 Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе» дополнительных требований к рекламе услуг МФИ.
Если проект будет принят, то МФИ обретут обязанность включать в рекламные сообщения информацию о:
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.