|
Банк России намерен ввести для саморегулируемых организаций (СРО) на микрофинансовом рынке общие подходы к мерам воздействия на своих членов. Регулятор подготовил проект, который определит размеры штрафов со стороны СРО за нарушение участниками рынка профильного закона, и регламентирует ряд других моментов. Сейчас СРО редко штрафуют компании, новый подход исправит эту ситуацию и будет способствовать дальнейшей очистке рынка. По оценкам экспертов, его могут покинуть до 10% игроков.
ЦБ разработал проект указания о требованиях к мерам, применяемым СРО в сфере микрофинансовой деятельности к своим членам (есть в распоряжении “Ъ”). Основной задачей проекта является установление прозрачной системы требований к применяемым СРО мерам воздействия к своим членам, обеспечение их единообразного применения всеми СРО, пояснили “Ъ” в ЦБ. В настоящее время СРО могут штрафовать своих членов за несоблюдение профильного закона в размере, установленном внутренними документами (как правило, не более 15 тыс. руб.).
Однако, как отмечают участники рынка, практически не применяют данные меры дисциплинарного воздействия. Проект устанавливает размер штрафа — он составит не менее 10 тыс. руб. и не более 100 тыс. руб.— и вводит некоторые другие ограничения. Так, на внесение изменений в учредительные документы МФО дадут от 40 до 85 рабочих дней, в случае предъявления требования о проведении мероприятии? по восстановлению финансовой устойчивости — от 40 до 120 рабочих дней. В остальных случаях срок исполнения требования составит от 2 до 20 рабочих дней. Указание будет направлено для регистрации в Минюст в ближайшее время.
Разработанный ЦБ проект логично вписывается в продолжающуюся очистку рынка МФО. В настоящее время в Госреестре значатся 2341 действующие МФО. В 2016 году ЦБ исключил из реестра 1714 компаний, а с 2013 года — 5514 МФО. Как ранее отмечали в ЦБ, второй этап очистки будет нацелен на дальнейшее исключение из реестра компаний, не соблюдающих установленные требования законодательства. В частности, нарушающих права потребителей финансовых услуг, не выполняющих требования к финансовой устойчивости и надежности, не вступивших в СРО, а также не предоставивших в течение года ни одного микрозайма.
Для самих МФО наиболее критичным может стать даже не введение конкретных штрафов, а обнародование самого факта нарушения. «Даже выписывая предписание об устранении нарушений, мы обязаны будем публиковать данные о выявленных нарушениях на сайте СРО и сообщать об их наличии в ежеквартальной отчетности, направляемой в ЦБ»,— говорит заместитель директора СРО «МиР» Андрей Паранич. Максимальной дисциплинарной мерой за неоднократные нарушения может стать исключение МФО из членов СРО. «Тогда у компании есть 90 дней, чтобы вступить в другую СРО, но поскольку опубликованы причины исключения, то МФО придется в любом случае сначала устранить выявленное нарушение»,— резюмирует господин Паранич.
Крупные игроки отмечают, что разработанное ЦБ указание хотя и скажется благотворно на рынке, но не сможет в полной мере решить его проблемы. «Данное указание не сможет целиком реализовать главную цель регулятора — борьбу с недобросовестными игроками, действующими вне правового поля»,— рассуждает главный исполнительный директор МФК «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. По его мнению, вынесение дополнительных требований СРО к игрокам рынка повлияет в первую очередь на небольшие компании, в результате покинуть реестр в ближайшее время могут около 10% мелких компаний из регионов.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3377793
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.