Добрый день, Анна! Подскажите, пожалуйста,в какой форме лучше составить оферту от МФО на получение заемщиком займа под залог транспортного средства, приобретаемого через автосалон, чтобы оферта включала в себя условия двух договоров: займа и залога? Можно ли утвердить типовую форму оферты, которая не будет подписываться со стороны МФО, а будет только акцептоваться клиентом? Какие виды договоров нужно заключить с автосалоном для такого взаимодействия и как правильно предусмотреть возможность получения автосалоном комиссии с каждого заключенного договора займа под залог авто? Спасибо, Лидия.
Байтенова Анна
Здравствуйте, Лидия!
Статья 421 ГК РФ, формулируя принцип свободы договора, допускает заключение так называемых смешанных договоров, то есть включающих в себя элементы из разных видов договоров. Поэтому вполне допустимо в одном договоре соединить и вопросы займа, и вопросы залога, тем более что залогодателем выступает сам заемщик (покупатель автомобиля).
Что касается типовой формы, важно определиться, планируете ли вы для всех ваших заемщиков одни и те же условия или все-таки суммы, сроки, проценты и т.д. будут различаться. Если все существенные условия будут едиными для всех потенциальных заемщиков, можно разработать публичную оферту и разместить ее, например, на вашем сайте.
Если же речь идет именно о типовой форме, которая будет уточняться с каждым конкретным заемщиком по суммам, срокам и т.д., то речь может идти о другом – о возможности заполнять договор без вашего формального присутствия в магазине (через ваших представителей, или посредством электронной связи, или как-либо еще). Это возможно, но следует помнить о нескольких ключевых моментах: 1) договор займа, в котором хотя бы одной стороной выступает юридическое лицо, должен заключаться в письменной форме, 2) если договор в письменной форме составляется не путем оформления одного документа, подписанного сторонами, а путем обмена документами посредством телетайпной, электронной или иных форм связи, то используемый вид связи и оформления документа должен позволять «достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору»; 3) эти формы должны обязательно соответствовать требованиям Федерального закона «О потребительском кредите (займе)», который предусматривает оформление как общих условий потребительского займа, так и (в виде таблицы) индивидуальных условий, то есть согласованных именно с данным клиентом. Для проработки договоров с автосалоном и с клиентом необходимо вначале рассмотреть бизнес-модель этих отношений, то есть предполагаемую организационно-экономическую схему этих отношений (куда обращается клиент, как он попадает к вам в ООО, за что отвечает клиент, за что магазин, за что вы, кто и как, например, проводит идентификацию клиента и т.д.). В зависимости от бизнес-модели и будут определены виды договоров и их количество.
Чтобы определить, сколько и какие Вам нужны договоры, нам потребуется бизнес-модель, по расчету стоимости заказа обращайтесь, пожалуйста, к Елене Закаржевской order@rmcenter.ru