|
Более половины подростков имеют денежные сбережения, а треть берут деньги в долг. Наиболее востребованные финансовые услуги среди 14-17-летних – банковские карты и электронные кошельки. Таковы итоги всероссийского опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в рамках проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»[1].
Более половины подростков в возрасте 14-17 лет (57%) делали сбережения в течение 2015 года. На момент опроса имели сбережения 42% опрошенных. Наиболее распространенные цели накоплений – новый телефон (13%), подарок (12%), покупка обуви, одежды (9%).
Основными источниками денег являются внутренние ресурсы – около 80% указывают, что получают деньги от родителей для оплаты конкретных нужд и для собственных трат. Внешние источники наблюдаются заметно реже – 5% работают, 17% подрабатывают, 13% получают стипендию.
Большинство школьников не задумываются о накоплениях на старость: 66% согласились с суждением, что «старость так далеко, что даже думать о том, что надо копить деньги на старость, сейчас бессмысленно». Только 23% выражают уверенность, что копить на старость необходимо, начиная с молодого возраста.
Треть опрошенных подростков указали, что они берут в долг, причем большинство делают это иногда (31%), а 2% — постоянно. Чаще всего занимают деньги у друзей, знакомых (75%), заметно реже называли долг родителям (13%), оператору мобильной связи (13%).
Несколько чаще одалживают юноши (41%, на 14 п.п. выше, чем среди девушек).
Для большинства опрошенных (67%) все же долговые практики не характерны.
Подросткам, указавшим, что они занимают деньги, задавался дополнительный вопрос о том, насколько они аккуратно возвращают долги. Большинство 14-17-летних (64%) указали, что всегда отдают долг вовремя. Примерно четверть (28%) отметили, что иногда задерживают возврат денег, и только 3% признались, что постоянно нарушают сроки возврата долга.
Второй дополнительный вопрос «должникам» касался распространенности практик перекредитования. 13% признались, что перезанимают деньги, чтобы вернуть имеющийся долг, из них 3% — делают это постоянно, 10% — на эпизодической основе.
Долговые практики имеют более широкую распространенность среди 17-летних: когда-либо брали в займы 22% (в группе 14-летних только 3%), имеют текущий долг 15% (среди 14-летних 3%).
Примерно треть опрошенных указали использование хотя бы одной финансовой услуги. Наиболее распространенными являются использование банковских карт (19%) и электронных кошельков (Яндекс.Деньги и т.п.) (17%). О наличии текущего счета в банке сообщили 7% опрошенных, срочного вклада в банке – 2%.
Чем старше школьник, тем выше вовлеченность в использование банковских услуг: если среди 14-летних не пользуется ни одной из услуг 77%, то среди 17-летних имеют дело с банками уже 56%. Наибольший прирост в группе 17-летних связан с банковскими картами – 27% в группе указали их наличие.
Чтобы дети лучше ориентировались в сфере финансовых услуг, Минфин России выпустил 17 учебно-методических комплектов по финансовой грамотности для учащихся со 2 по 11 классы. В апробации учебных пособий приняли участие 58 образовательных организаций, более 5000 учащихся, включая воспитанников детских домов, 200 педагогов, 3000 родителей.
Таблица № 1. Распределение ответов на вопрос: «Посмотрите на карточку и скажите, есть ли у Вас лично…»*, в % от всех опрошенных в каждой группе
Банковская карта |
19 |
Счет, кошелек в платежных системах (Яндекс.Деньги и т.п.) |
17 |
Текущий счет в банке |
7 |
Срочный вклад в банке |
2 |
Нет ничего из перечисленного |
65 |
* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Таблица № 2. Распределение ответов на вопрос: «В течение последних 12 месяцев Вы делали какие-нибудь сбережения, копили на что-то деньги?»», (доля ответов «да»), в % от всех опрошенных
Да |
57 |
Нет |
43 |
Таблица № 3. Распределение ответов на вопрос: «А с какой целью Вы делали сбережения, копили?»*, в % от опрошенных, которые делали сбережения за последний год
Новый телефон |
13 |
Подарок |
12 |
Покупка обуви, одежды |
9 |
Личные нужды (без уточнения) |
7 |
Ноутбук, планшет, игровая приставка |
5 |
Косметика, парфюмерия |
4 |
Велосипед, мопед, мотоцикл |
4 |
Обучение, репетиторы |
2 |
Без определённой цели, непредвиденный случай |
11 |
Другое |
12 |
Затрудняюсь ответить |
22 |
* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
Таблица № 4. Распределение ответов на вопрос: «С каким из утверждений Вы согласны…», в % от всех опрошенных
Старость еще так далеко, что даже думать о том, что надо копить деньги на старость, сейчас бессмысленно |
66 |
Нужно копить на старость с молодого возраста, чтобы иметь возможность не отказывать себе в старости в том, к чему привык |
23 |
Затрудняюсь ответить |
11 |
Таблица № 5. Распределение ответов на вопрос: «Бывает так, что Вы берете деньги в долг?», в % от всех опрошенных
Да, бывает постоянно |
2 |
Да, бывает иногда |
31 |
Нет, не бывает |
67 |
Таблица № 6. Распределение ответов на вопрос: «Кому именно Вы должны деньги?»*, в % от опрошенных, имеющих текущий долг
Друзьям, знакомым |
75 |
Родителям |
13 |
Оператору мобильной связи |
13 |
Родственникам |
0 |
Банку |
0 |
Интернет-провайдеру |
0 |
* Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов
[1] Всероссийский опрос школьников в возрасте 14-17 лет проведен в 2015 г. Опрошено 300 человек. Статистическая погрешность не превышает 5,7%.
Источник: НАФИ http://nacfin.ru/bolee-poloviny-podrostkov-imeyut-sberezheniya/
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.