Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

08.05.2024, среда, 13:42

Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет

06 марта 2020 478
Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет

Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года1.

Банковские карты являются сегодня распространенным платежным средством: подавляющее большинство россиян (82%) – держатели банковских карт, причем за последние 11 лет их доля выросла с 31% до 82%.

Сегодня продолжается развитие платежных технологий, в том числе активно распространяется технология бесконтактной оплаты, осведомленность о которой находится на высоком уровне. Большинство россиян знают о возможности оплачивать товары и услуги путем бесконтактных платежей с помощью банковской карты (93%) или мобильного телефона (88%). В меньшей степени осведомлены о платежах с других устройств – смартчасов и браслетов (65%).

Значительная часть россиян – 60% – оплачивают свои покупки бесконтактным способом. Так, более половины (58%) использовали для бесконтактной оплаты банковские карты. Каждый четвертый (26%) платил за товары или услуги при помощи смартфона, причем за год число тех, кто использовал этот метод, выросло на 15 п.п. 7% использовали для оплаты смартчасы или браслеты.

Те, кто платил электронными устройствами, чаще всего осуществляли оплату при помощи сервиса Google Pay (44%), на втором месте – Apple Pay (33%), на третьем – Samsung Pay (11%).

Россияне считают технологию бесконтактной оплаты удобной. Те, кто знаком с технологией бесконтактной оплаты, чаще отмечали удобство платежей посредством банковской карты (80%) и смартфона (70%). Также многие говорили, что оплату товаров и услуг удобно осуществлять при помощи смартчасов (63%), браслетов (60%) и брелоков (56%).

При этом треть опрошенных считают, что бесконтактные формы оплаты не являются безопасными. Примерно равные доли россиян, пользующихся различными способами бесконтактной оплаты – картой, смартфоном, часами и т.п. – считают их небезопасными. Подробнее – в Таблице 3.

Чаще других оплату бесконтактным путем предпочитали осуществлять россияне молодого и среднего возраста (от 18 до 44 лет). Представители этой возрастной группы также чаще других считают, что бесконтактная оплата с различных устройств более комфортная и безопасная.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ:

«Глобальная цифровизация вывела на рынок финансовых услуг новых игроков – IT-компании. Чтобы пользоваться платежными сервисами, которые они предлагают, россияне должны обладать определенным уровнем цифровой грамотности.

Для пользователя возникает дилемма между удобством и безопасностью совершаемых операций. Средний бесконтактный платеж без пин-кода в точке оплаты занимает около 10 секунд – это на 30% быстрее контактной оплаты картой и более чем вдвое быстрее расчета наличными. Однако именно вопросы безопасности, как показало наше исследование и как подтверждается исследованиями в других странах, остаются главным барьером на пути к переходу на современные платежные инструменты. Многие не понимают, как осуществляется бесконтактная оплата: например, поднесение условных «умных» часов к терминалу оплаты и списание значимой суммы представляется незащищенным.

Чем выше будет цифровая грамотность россиян, тем большее распространение будут получать современные цифровые платежные инструменты».

Таблица 1

«У Вас есть банковская (пластиковая) карта?», в % от всех опрошенных

 

2009

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Да

31

71

73

79

82

84

82

Нет, но планирую оформить

10

4

5

4

6

4

3

Нет, и не планирую оформлять

60

23

22

17

11

11

15

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

<1

2

<1

<1

1

1

<1

Таблица 2

Знание и опыт использования различных бесконтактных способов оплаты, в % от всех опрошенных*

 

% тех, кто знает о существовании способа оплаты

% тех, кто пользуется способом оплаты

Банковские пластиковые карты, оплата которыми производится бесконтактно

93

58

Мобильный телефон с функцией бесконтактной оплаты

88

26

Специальные наручные часы или браслеты с функцией бесконтактной оплаты

65

7

* Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 3

«В настоящее время бесконтактную оплату можно производить с помощью различных устройств – банковских карт, смартфонов, специальных наручных часов и браслетов, брелоков. По Вашему мнению, насколько безопасными являются эти способы бесконтактной оплаты?», в % от всех опрошенных, знакомых с соответствующей технологией бесконтактной оплаты*

 

% тех, кто считает технологию небезопасной

Бесконтактная оплата банковской картой

30

Бесконтактная оплата с помощью смартфона

32

Бесконтактная оплата с помощью наручных часов

33

Бесконтактная оплата с помощью специального наручного браслета

33

Бесконтактная оплата с помощью специального брелока

36

* Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 4

«По Вашему мнению, насколько удобными являются эти способы бесконтактной оплаты?», в % от всех опрошенных, знакомых с соответствующей технологией бесконтактной оплаты*

 

% тех, кто считает технологию удобной

Бесконтактная оплата банковской картой

80

Бесконтактная оплата с помощью смартфона

70

Бесконтактная оплата с помощью наручных часов

63

Бесконтактная оплата с помощью специального наручного браслета

60

Бесконтактная оплата с помощью специального брелока

56

* Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Таблица 5

«Какой мобильный платежный сервис Вы используете чаще всего?», в % от всех опрошенных, которые совершают бесконтактную оплату с помощью устройств

 

% тех, кто использует смартфоны или другие устройства (часы, браслеты) для оплаты

Apple Pay

33

Google Pay

44

Samsung Pay

11

Другой сервис

3

Затрудняюсь ответить / Отказ от ответа

9

Источник: Аналитический центр НАФИ.

Об Аналитическом центре НАФИ:

НАФИ – это многопрофильный аналитический центр. Мы проводим исследования рынков и общественного мнения для крупных компаний и государственных структур. Наша экспертиза охватывает сферы финансов, высоких технологий, предпринимательства, социальную сферу, HR и рынок труда, недвижимость, туризм.


1  Инициативный всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2020 г. Опрошено 1600 человек в 150 населенных пунктах в 50 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.