|
Из-за пандемии и сопутствующих ограничений предприниматели столкнулись со множеством проблем. Большинство представителей бизнеса ожидают, что возврат к докризисным показателям произойдет не ранее, чем через год. При этом многие предприниматели отметили, что пандемия не повлияла на их планы по развитию, а некоторые отметили, что из-за сложившейся ситуации у них появились новые идеи по ведению бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Forbes1.
Более половины предпринимателей (54%) отметили, что их компания смогла продолжать работу в той или иной форме в период самоизоляции. 46% предпринимателей перевели сотрудников на дистанционный формат: 26% компаний работали в основном дистанционно, изредка посещая офис, 20% полностью перешли на «удаленку».
Многие предприниматели отметили негативные последствия от пандемии: 76% сообщили о снижении выручки, 66% – о сокращении спроса на товары или услуги, 36% – о сокращении числа поставщиков, 24% – об уменьшении числа филиалов/точек продаж. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, а каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников.
Большинство предпринимателей не рассчитывают на возврат к докризисным показателям в краткосрочной перспективе: 36% ожидают, что выйдут на прежний уровень не ранее, чем через год, 21% – через 2-3 года. Треть предпринимателей придерживаются более оптимистичных настроений: 35% рассчитывают вернуться к докризисным показателям через несколько месяцев или раньше, а 8% отмечают, что коронавирус не сказался на их работе.
Большинство представителей бизнеса (70%) предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. В ТОП-3 таких мер входят сокращение бюджетов на текущие траты, переход в онлайн и коррекция цен/тарифов (подробнее – в таблице 3). Большая часть тех, кто перевел бизнес в онлайн (60%), считают, что это помогло компании стать эффективнее.
Несмотря на сложности, многие предприниматели не изменили свои стратегические планы на будущее: 52% сообщили, что карантин не повлиял на их бизнес-планы, а 8% отметили, что благодаря самоизоляции нашли новые идеи, форматы ведения бизнеса. 40% предпринимателей сообщили, что планы все-таки пришлось поменять.
В конце марта большинство предпринимателей (73%) отмечали, что нуждаются в господдержке2. По состоянию на июнь 33% обращались за господдержкой в период пандемии, 67% – не обращались. 16% получили господдержку, 17% сообщили о проблемах при ее получении. 61% не обращались и не планируют обращаться за господдержкой (в т.ч. из-за того, что не проходят по определенным критериям).
Мнения предпринимателей в оценке эффективности господдержки разделились. Почти половина (45%) считают, что реализуемые государством меры имеют положительный эффект: эти меры поддерживают экономику в целом, наиболее пострадавшие отрасли или отдельные компании (подробнее – в таблице 6). При этом 40% предпринимателей отметили, что меры господдержки не имеют эффекта, а 15% затруднились с ответом.
Большинство предприятий (78%) при возобновлении работы стараются следовать рекомендациям Роспотребнадзора по снижению риска распространения коронавируса.
Таблица 1. «Ваше предприятие попало в перечень организаций, которые могли продолжать работу в период самоизоляции?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Да |
54 |
Нет |
46 |
Таблица 2. «Как изменилось за период самоизоляции…», % опрошенных предпринимателей, отметивших сокращение в той или иной сфере
|
% тех, кто отметил сокращение |
Число филиалов, точек продаж |
24 |
Спрос на товары / услуги |
66 |
Число поставщиков (партнеров), которые сейчас продолжают работу |
36 |
Выручка предприятия |
76 |
Таблица 3. «Что предпринимало Ваше предприятие в период карантина?»*, в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Сократили бюджеты (например, на маркетинг, ИТ, НИОКР или разработку продуктов и т. д.) |
22 |
Перевели бизнес в онлайн |
20 |
Скорректировали цены, изменили тарифы |
17 |
Сфокусировались на главных направлениях своего бизнеса |
14 |
Изменили систему закупок (например, поменяли поставщиков, сократили объемы закупок) |
11 |
Перепрофилировали бизнес, стали предлагать новые продукты и услуги |
10 |
Оптимизировали логистику |
9 |
Перестали работать / закрылись |
5 |
Другое |
6 |
Ничего не меняли |
30 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 4. «Какая доля сотрудников Вашей компании была сокращена / отправлена в отпуск за свой счет?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Ни один сотрудник не был сокращен / не был отправлен в отпуск за свой счет |
76 |
Менее 10% |
8 |
11-30% |
2 |
31-50% |
4 |
51-70% |
1 |
Более 70% |
7 |
Отказ от ответа |
2 |
Таблица 5. «В связи с пандемией в России действуют меры государственной поддержки бизнеса. Скажите, Вы обращались за такой поддержкой?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Да, уже получили ее или в процессе получения |
16 |
Да, но при получении возникли проблемы |
17 |
Нет, но планируем воспользоваться |
6 |
Нет, не обращались (не подходим по критериям, не было необходимости и т.д.) |
61 |
Таблица 6. «Как Вы считаете, какой эффект имеют реализуемые государством меры поддержки бизнеса?»*, в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Поддерживают экономику в целом |
8 |
Поддерживают наиболее пострадавшие отрасли |
10 |
Поддерживают отдельные компании |
19 |
На время откладывают негативный эффект от пандемии |
13 |
Не имеют эффекта |
40 |
Затрудняюсь ответить |
15 |
*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа
Таблица 7. «Как Вы относитесь к рекомендациям Роспотребнадзора для бизнеса по снижению риска распространения коронавируса?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Не знаете о них |
8 |
Слышали о них, но не предпринимаете никаких действий |
14 |
Стараетесь следовать этим рекомендациям |
78 |
Таблица 8. «По Вашим прогнозам, когда Ваше предприятие вернется на докризисные показатели работы?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Через несколько месяцев или раньше |
35 |
Не ранее, чем через год |
36 |
Не ранее, чем через 2-3 года |
21 |
На нашей работе коронавирус не сказался |
8 |
Таблица 9. «Как ситуация с коронавирусом повлияла на Ваши бизнес-планы?», в % от всех опрошенных предпринимателей
|
% предпринимателей |
Никак не повлияла - будете развивать бизнес также, как и до пандемии |
52 |
Повлияла положительно - нашли новую идею, новый способ ведения бизнеса |
8 |
Повлияла отрицательно - решили перестать заниматься бизнесом |
40 |
Источник: Аналитический центр НАФИ.
1 Опрос предприятий микро-, малого и среднего бизнеса проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2020 г. Опрошено 500 представителей бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.
2 Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке (спецпроект НАФИ)
© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.