Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

02.05.2024, четверг, 07:52

НАФИ: Бизнес после пандемии: восстановление от шока

03 июля 2020 513
НАФИ: Бизнес после пандемии: восстановление от шока

Из-за пандемии и сопутствующих ограничений предприниматели столкнулись со множеством проблем. Большинство представителей бизнеса ожидают, что возврат к докризисным показателям произойдет не ранее, чем через год. При этом многие предприниматели отметили, что пандемия не повлияла на их планы по развитию, а некоторые отметили, что из-за сложившейся ситуации у них появились новые идеи по ведению бизнеса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Forbes1.

Более половины предпринимателей (54%) отметили, что их компания смогла продолжать работу в той или иной форме в период самоизоляции. 46% предпринимателей перевели сотрудников на дистанционный формат: 26% компаний работали в основном дистанционно, изредка посещая офис, 20% полностью перешли на «удаленку».

Многие предприниматели отметили негативные последствия от пандемии: 76% сообщили о снижении выручки, 66% – о сокращении спроса на товары или услуги, 36% – о сокращении числа поставщиков, 24% – об уменьшении числа филиалов/точек продаж. Каждый третий предприниматель (34%) отправлял сотрудников в отпуск за свой счет, а каждому пятому (18%) пришлось прибегнуть к увольнению сотрудников.

Большинство предпринимателей не рассчитывают на возврат к докризисным показателям в краткосрочной перспективе: 36% ожидают, что выйдут на прежний уровень не ранее, чем через год, 21% – через 2-3 года. Треть предпринимателей придерживаются более оптимистичных настроений: 35% рассчитывают вернуться к докризисным показателям через несколько месяцев или раньше, а 8% отмечают, что коронавирус не сказался на их работе.

Большинство представителей бизнеса (70%) предприняли меры для адаптации к кризисной ситуации. В ТОП-3 таких мер входят сокращение бюджетов на текущие траты, переход в онлайн и коррекция цен/тарифов (подробнее – в таблице 3). Большая часть тех, кто перевел бизнес в онлайн (60%), считают, что это помогло компании стать эффективнее.

Несмотря на сложности, многие предприниматели не изменили свои стратегические планы на будущее: 52% сообщили, что карантин не повлиял на их бизнес-планы, а 8% отметили, что благодаря самоизоляции нашли новые идеи, форматы ведения бизнеса. 40% предпринимателей сообщили, что планы все-таки пришлось поменять.

В конце марта большинство предпринимателей (73%) отмечали, что нуждаются в господдержке2. По состоянию на июнь 33% обращались за господдержкой в период пандемии, 67% – не обращались. 16% получили господдержку, 17% сообщили о проблемах при ее получении. 61% не обращались и не планируют обращаться за господдержкой (в т.ч. из-за того, что не проходят по определенным критериям).

Мнения предпринимателей в оценке эффективности господдержки разделились. Почти половина (45%) считают, что реализуемые государством меры имеют положительный эффект: эти меры поддерживают экономику в целом, наиболее пострадавшие отрасли или отдельные компании (подробнее – в таблице 6). При этом 40% предпринимателей отметили, что меры господдержки не имеют эффекта, а 15% затруднились с ответом.

Большинство предприятий (78%) при возобновлении работы стараются следовать рекомендациям Роспотребнадзора по снижению риска распространения коронавируса.

Таблица 1. «Ваше предприятие попало в перечень организаций, которые могли продолжать работу в период самоизоляции?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Да

54

Нет

46

Таблица 2. «Как изменилось за период самоизоляции…», % опрошенных предпринимателей, отметивших сокращение в той или иной сфере

 

% тех, кто отметил сокращение

Число филиалов, точек продаж

24

Спрос на товары / услуги

66

Число поставщиков (партнеров), которые сейчас продолжают работу

36

Выручка предприятия

76

Таблица 3. «Что предпринимало Ваше предприятие в период карантина?»*, в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Сократили бюджеты (например, на маркетинг, ИТ, НИОКР или разработку продуктов и т. д.)

22

Перевели бизнес в онлайн

20

Скорректировали цены, изменили тарифы

17

Сфокусировались на главных направлениях своего бизнеса

14

Изменили систему закупок (например, поменяли поставщиков, сократили объемы закупок)

11

Перепрофилировали бизнес, стали предлагать новые продукты и услуги

10

Оптимизировали логистику

9

Перестали работать / закрылись

5

Другое

6

Ничего не меняли

30

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 4. «Какая доля сотрудников Вашей компании была сокращена / отправлена в отпуск за свой счет?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Ни один сотрудник не был сокращен / не был отправлен в отпуск за свой счет

76

Менее 10%

8

11-30%

2

31-50%

4

51-70%

1

Более 70%

7

Отказ от ответа

2

Таблица 5. «В связи с пандемией в России действуют меры государственной поддержки бизнеса. Скажите, Вы обращались за такой поддержкой?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Да, уже получили ее или в процессе получения

16

Да, но при получении возникли проблемы

17

Нет, но планируем воспользоваться

6

Нет, не обращались (не подходим по критериям, не было необходимости и т.д.)

61

Таблица 6. «Как Вы считаете, какой эффект имеют реализуемые государством меры поддержки бизнеса?»*, в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Поддерживают экономику в целом

8

Поддерживают наиболее пострадавшие отрасли

10

Поддерживают отдельные компании

19

На время откладывают негативный эффект от пандемии

13

Не имеют эффекта

40

Затрудняюсь ответить

15

*Сумма ответов превышает 100%, т.к. респонденты могли дать несколько вариантов ответа

Таблица 7. «Как Вы относитесь к рекомендациям Роспотребнадзора для бизнеса по снижению риска распространения коронавируса?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Не знаете о них

8

Слышали о них, но не предпринимаете никаких действий

14

Стараетесь следовать этим рекомендациям

78

Таблица 8. «По Вашим прогнозам, когда Ваше предприятие вернется на докризисные показатели работы?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Через несколько месяцев или раньше

35

Не ранее, чем через год

36

Не ранее, чем через 2-3 года

21

На нашей работе коронавирус не сказался

8

Таблица 9. «Как ситуация с коронавирусом повлияла на Ваши бизнес-планы?», в % от всех опрошенных предпринимателей

 

% предпринимателей

Никак не повлияла - будете развивать бизнес также, как и до пандемии

52

Повлияла положительно - нашли новую идею, новый способ ведения бизнеса

8

Повлияла отрицательно - решили перестать заниматься бизнесом

40

Источник: Аналитический центр НАФИ.


1  Опрос предприятий микро-, малого и среднего бизнеса проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2020 г. Опрошено 500 представителей бизнеса всех основных отраслей экономики во всех федеральных округах РФ. В качестве респондентов выступали собственники бизнеса, первые лица компаний и индивидуальные предприниматели.

2  Влияние эпидемии коронавируса на бизнес и потребность в господдержке (спецпроект НАФИ)


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.