Спасибо!

Микрофинансирование - равные возможности для всех и каждого!

30.04.2024, вторник, 21:13

Курс на онлайн: темпы цифровизации бизнеса за последние полгода увеличились

20 мая 2021 495
Курс на онлайн: темпы цифровизации бизнеса за последние полгода увеличились

Предприниматели активно переводят бизнес в цифровой формат. По сравнению с предыдущим годом заметно увеличилась доля компаний, развивающих свои сайты, использующих онлайн-каналы продвижения бизнеса и готовых полностью заменить личное общение цифровым. Таковы результаты очередного совместного исследования банка «Открытие», Московской школы управления СКОЛКОВО и Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства, посвященного готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI – Business Digitalization Index).  Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ[1]

Индекс цифровизации бизнеса за последние полгода вырос до 51 п.п. по шкале от 0 до 100 баллов (в сентябре 2020 года значение Индекса составляло 50 п.п.).

Снижается доля компаний с низким уровнем цифровизации – с 20% в феврале 2020 года до 11% в настоящий момент. Одновременно растет доля компаний с высоким уровнем цифровизации практически во всех сегментах, за исключением среднего бизнеса.

Предприниматели цифровизируют бизнес сразу по нескольким направлениям – развивают свои сайты, используют онлайн-каналы в продвижении бизнеса и в коммуникации с клиентами, внедряют электронный документооборот.

Доля компаний сегмента МСБ, которые имеют полноценный корпоративный сайт с детальной информацией, по сравнению с предыдущей волной измерений (сентябрь 2020 года) выросла на 22 п.п. (с 41% до 63%).

Увеличилась доля тех, кто использует мессенджеры для работы с клиентами (с 80% до 85%), стало больше предпринимателей МСБ, готовых полностью перейти от личного к общению посредством онлайн-каналов (с 3% до 10%).

В отношении каналов продвижения бизнеса происходят два взаимосвязанных процесса: одновременно увеличивается доля компаний, размещающих рекламу в интернете (c 58% до 66% за год), и снижается доля использующих офлайн-каналы продвижения бизнеса (газеты, радио; с 43% до 26% за год).

Растет популярность социальных сетей как инструмента продвижения бизнеса – на сегодняшний день у 70% компаний сегмента МСБ есть страница в соцсетях. Самыми используемыми соцсетями являются Instagram (77%) и ВКонтакте (72%).

Перевод бизнеса в цифровое пространство привел к тому, что многие предприниматели и руководители предприятий МСБ стали больше задумываться об информационной безопасности. Доля компаний, не использующих инструменты обеспечения безопасности данных, по сравнению с сентябрем 2020 года снизилась на 7 п.п. (с 28% до 21%).

Каждая третья компания сектора МСБ в настоящий момент имеет утвержденную политику информационной безопасности (34%), каждая вторая – политику конфиденциальности информации (53%).

Цифровизация влияет на внутренний документооборот компаний. Все больше компаний комбинируют офлайн и онлайн-способы ведения документооборота – с сентября 2020 года их доля выросла на 12 п.п. (с 45% до 58%). Электронный документооборот в настоящее время полностью или частично внедрен в 73% компаний (показатель вырос на 14 п.п. по сравнению с сентябрем 2020 года). Также компании все чаще используют технологии на базе машинного обучения и VR/AR.

По сравнению с февралем 2020 года существенно увеличилось использование представителями сегмента МСБ облачных решений и хранилищ данных (с 52% до 63%), корпоративных мессенджеров (с 24% до 39%), онлайн-систем организации командной работы (с 15% до 24%), сервисов для анализа больших данных (с 5% до 11%).

Денежные операции все активнее переводятся в онлайн-формат: доля компаний, использующих систему быстрых платежей для расчетов с физическими лицами, выросла с 1% до 17% по сравнению с февралем 2020 года. Каждая вторая российская компания сегмента МСБ в настоящий момент не посещает офис банка и осуществляет все общение только в онлайн-формате.

Умеренный рост Индекса цифровизации бизнеса в целом свидетельствует о том, что одни его составляющие демонстрируют позитивную динамику, а другие – нет.

Самым «проблемным» частным индексом, который обозначает для компаний приоритетные области развития, является «Человеческий капитал».

На фоне финансовых проблем из-за пандемии многие компании сегмента МСБ отказались от обучения сотрудников цифровым технологиям – доля компаний, не проводящих такое обучение, за год увеличилась с 57% до 75%. Почти каждый второй руководитель (45%) уверен, что ему самому и его сотрудникам достаточно имеющихся знаний для успешного использования цифровых инструментов.

80% российских компаний МСБ не имеют своих специалистов по интернет-маркетингу, web-разработке и web-аналитике. Однако доля тех, кто формирует штат подобных специалистов, постепенно растет.

Индекс цифровизации бизнеса Свердловской области

В 2021 году дополнительно исследовался уровень цифровизации бизнеса Свердловской области.

Значение Индекса цифровизации в Свердловской области равно общероссийскому и составляет 51 п.п.

Компании Свердловской области демонстрируют более высокие показатели по частным индексам «Интеграция цифровых технологий» (61 п.п. против 60 п.п. в целом по России), «Информационная безопасность» (47 п.п. против 38 п.п.) и «Человеческий капитал» (37 п.п. против 26 п.п.).

МСБ Свердловской области активно внедряют цифровые технологии в свой бизнес. 97% компаний используют интернет для ведения бизнеса, 76% имеют собственный корпоративный сайт, 74% полностью или частично перешли на электронный документооборот.

Большинство предприятий Свердловской области используют мессенджеры для работы с клиентами (83%), каждая вторая компания продвигает свои товары и услуги в социальных сетях (47%).

МСБ региона активно размещают информацию о себе на онлайн-картах (75%), при этом в Свердловской области 2GIS является наиболее популярным сервисом (61%).

Много внимания компании области уделяют защите информации – 77% компаний используют инструменты обеспечения безопасности данных. В том числе 51% МСБ Свердловской области используют антивирусные программы для юридических лиц, 46% – антивирусные программы для физических лиц, 22% используют специализированные программы для защиты бизнеса (межсетевые экраны, WAF, защита от DDoS).

44% МСБ имеют утвержденную политику информационной безопасности, еще 60% – политику конфиденциальности.

«Исследование показывает, что одной из главных точек роста в области цифровой трансформации бизнеса для российских компаний МСБ продолжает оставаться повышение цифровой грамотности сотрудников. Необходимо активнее внедрять в сознание руководителей компаний мысль о том, что высокий уровень цифровых компетенций их сотрудников является конкурентным преимуществом бизнеса. В контексте все большей цифровизации бизнес-процессов принципиально важно формировать у предпринимателей более ответственный подход к информационной безопасности. Нужно делать акцент на важности использования в компаниях МСБ цифровых инструментов защиты данных, применения политики информационной безопасности и конфиденциальности данных», – прокомментировала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.

Приложение 1. Частные индексы – составляющие Индекса цифровизации бизнеса

  •  каналы передачи и хранения информации – использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.
  •  интеграция цифровых технологий – уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д.
  •  использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании
  •  информационная безопасность – внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ
  •  человеческий капитал – вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий

Ниже подробнее рассмотрены изменения, произошедшие с каждым из частных индексов.

Приложение 2. Динамика отдельных частных индексов

Использование цифровых каналов передачи данных

Частный индекс «Каналы передачи и хранения информации» достиг наивысшего за весь период измерений значения в разгар пандемии (4 волна, сентябрь 2020 года) и составил 66 п.п. Однако в марте 2021 года, когда сотрудники многих компаний вернулись с удаленного режима работы, данный подиндекс немного снизился (до 65 п.п.).

Пандемия стимулировала рост доли пользователей цифровыми инструментами в сравнении с прошлым годом. За последние 12 месяцев наблюдается заметный рост использования корпоративных мессенджеров, онлайн-систем организации командной работы, сервисов для анализа больших данных, облачных решений.

При этом в сравнении с сентябрем 2020 года наблюдается отрицательная динамика таких показателей, как системы автоматизации работы предприятия (-3 п.п.) и работы с клиентом (-4 п.п.).

Интеграция цифровых технологий

Частный индекс «Интеграция цифровых технологий» демонстрирует устойчивую положительную динамику: рост за год составил 3 п.п., в сравнении с предыдущей волной измерений (сентябрь 2020 года) – 1 п.п.

В течение года с 47% до 29% снизилась доля компаний, которые работают с документами только на стационарных компьютерах. Компании все чаще предпочитают совместное использование онлайн-документов и документов на стационарном компьютере (57%).

Использование интернет-инструментов

Показатель частного индекса «Использование интернет-инструментов», как и в случае с интеграцией цифровых технологий, стабильно повышается – рост за год составил 6 п.п., в сравнении с сентябрем 2020 года – 2 п.п.

В период самоизоляции и других ограничений, связанных с пандемией, многие представители МСБ осознали важность развития корпоративных сайтов. Рост доли компаний, которые имеют полноценный сайт с детальной информацией, произошел в первую очередь за счет развития уже имеющихся сайтов-визиток с контактами и краткой информацией. При этом юридические лица уделяют меньше внимания развитию сайтов – среди них значительно выше доля тех, кто собственного сайта не имеет (32% против 14% у индивидуальных предпринимателей).

Информационная безопасность бизнеса

Информационная безопасность по-прежнему остается одним из уязвимых мест компаний сегмента МСБ – показатель в марте 2021 года продемонстрировал снижение в сравнении с прошлым годом на 3 п.п. и составил 38 п.п.

За год многие компании сократили центры мониторинга сетевых атак (-5 п.п.), что, скорее всего, стало вынужденной мерой на фоне оптимизации расходов.

Человеческий капитал

Данный частный индекс продолжает демонстрировать отрицательную динамику, наблюдаемую с сентября 2019 года (26 п.п. в марте 2021 года) – для многих предпринимателей и руководителей компаний собственное цифровое обучение и обучение своих сотрудников пока не является приоритетом.

Каждый третий руководитель компании (37%) обучался использованию цифровых технологий и программ на специализированных курсах. В тройку самых популярных образовательных курсов, которые посещали руководители компаний, входят работа с программами (24%), интернет-маркетинг (23%) и 1С (11%).

Среди представителей регионального бизнеса доля обучающихся интернет-маркетингу существенно выше, чем среди представителей московских компаний (14% и 4% соответственно).

Таблица 1. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

 

Февраль 2020

Сентябрь 2020

Март
2021

Индекс цифровизации бизнеса (BDI)

50

50

51

Частные индексы

Каналы передачи и хранения информации

59

66

65

Интеграция цифровых технологий

57

59

60

Использование интернет-инструментов

58

62

64

Информационная безопасность

41

37

38

Человеческий капитал

33

28

26

*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

Источник: НАФИ.

 

[1]  Пятая волна измерений проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) в феврале-марте 2021 г. Опрошено 603 руководящих сотрудника предприятий в 8 федеральных округах России.


Разделы Аналитики:

© 2008–2024, Российский Микрофинансовый Центр. Все права защищены
Сайт https://rusmicrofinance.ru/ содержит материалы, включая тексты, фотографии, графические изображения и т.д., охраняемые авторским правом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Использование в коммерческих целях материалов сайта не допускается. Републикация материалов возможна при следующих условиях: письменное разрешение редакции и уведомление о принадлежности авторского права – постановка гиперссылки на соответствующий материал, либо главную страницу сайта. Републикующая материал сторона предоставляет ссылку на публикацию.
Email редакции: ezakarzhevskaya@rmcenter.ru.